Человек смотрит в свое отражение
Фото
Getty Images

Мы пытаемся понять, что думают другие, спрашиваем себя: почему они поступили так, а не иначе? А иногда: почему я так поступаю — и могу ли иначе? Все это — работа нашей психики, а психологи наблюдают и описывают эту работу. Они приходят нам на помощь в сложных жизненных ситуациях. Например, когда мы расстаемся с любимым человеком или не можем договориться со своими детьми. Это — в общем. А есть и отдельные, частные вопросы, которые встают перед каждым из нас, и разные задачи: некоторые из них разрешаются в течение дня, другие нам предстоит решать всю жизнь.

Для каждого психология означает что-то свое. Что она означает для специалиста, человека, который избрал ее своей профессией? Десять лет от имени наших читателей мы обращаемся к признанным профессионалам, чтобы вместе с ними размышлять о самых острых и волнующих темах. Но не так уж часто выпадает случай спросить, что думают сами эксперты о сотрудничестве с журналом и о том, какое место занимает психология в нашей жизни. Сегодня у нас появился повод узнать об этом из первых рук.

Екатерина Михайлова, психотерапевт

Екатерина Михайлова, психотерапевт
  • Когда мы говорим о психологии, мы говорим не об искусстве манипулировать другими и играть на чьих-то слабостях, мы говорим о практике внимательного отношения к внутреннему миру, о праве на свой мир. И тогда ответ ясен: психология нужна современному человеку для того, чтобы напомнить ему, что у него и у других, что существенно, — есть внутренний мир. Что детские воспоминания, сны или размышления о смысле жизни важны. Что каждый из нас может быть интересен, полон тайн и не однажды удивит других и себя самого.
  • Команда Psychologies бережно и уважительно относится к психологам и их работе — это во-вторых. А во-первых — письма читателей стали для меня своего рода «окном в мир». Они точно отражают обыденные представления, нормы и уклад жизни. Работа с письмами дает возможность не забывать, где живешь.

Ирина Панюкова, сексолог

Ирина Панюкова, сексолог
  • Понимать то, как устроена наша психика, важно в том же смысле, как важно знать правила дорожного движения — для безопасности и комфорта.
  • Я читаю Psychologies по поводам и без. Журнал помогает мне узнать точку зрения специалистов из других стран, с другим менталитетом, и это очень расширяет мой профессиональный горизонт. И меня просто завораживает язык, которым написаны материалы о сексуальности, сделанные совместно с французскими коллегами. В нем научность выражена поэтично, естественно, как в прекрасном литературном произведении. Есть чему поучиться! Часто читаю журнал вечером, после работы, это позволяет мне «переключиться», почувствовать себя просто человеком, а не психотерапевтом. И отрефлексировать события дня, развеять напряжение, вернуть душевный покой и ощущение внутреннего комфорта. Не перестаю удивляться — большинство статей написано так, что хочется сказать: «Ой, и это про меня!» Журнал помогает увидеть знакомые ситуации под другим углом зрения, дает импульс новым мыслям и положительным эмоциям. Спасибо редакции за радостную возможность быть вместе с вами!

Вадим Петровский, транзактный аналитик

Вадим Петровский, транзактный аналитик
  • Чтобы действительно быть современным человеком, для которого психологическая культура — часть общей культуры (наряду с умением читать, писать, мыть руки перед едой). Нам присущи две иллюзии, противоположные по смыслу, но прекрасно уживающиеся друг с другом: «все люди — как я», и — «все люди — разные». Поэтому мы имеем несчастье судить по себе, когда пытаемся понять, что случилось с кем-то другим вчера и что произойдет с ним завтра, а он (она) нам преподносит сюрпризы. С другой стороны, пресловутое «знание себя» — очень условная вещь. Знаем ли мы, например, как поведем себя в трудной или необычной ситуации? Взять хотя бы эксперименты Милгрэма с ролевой жесткостью (под диктовку инструктора люди способны совершать чудовищные вещи; причем таких людей большинство, стало быть, к ним относится потенциально и каждый из нас). Или другой пример: «в моей семье что-то не то, есть же нормальные семьи». Знание психологии позволяет понять, в каких иллюзиях мы живем и что наши представления о «норме» весьма нереалистичны.
  • Psychologies — это открытый университет психологических знаний. Он во многом способствует преодолению дистанции между психологией и жизнью. Когда на страницах журнала психолог-консультант ведет сеанс, он содействует решению проблем не только своего клиента, но и других людей, среди которых и он сам как личность. Поэтому, сотрудничая с Psychologies, я, человек, склонный к сомнениям, не только обмениваюсь опытом с коллегами в том, как помочь человеку, но и присматриваюсь, как им самим удается жить согласно собственным убеждениям и принципам.

Анна Варга, семейный системный психотерапевт

Анна Варга, семейный системный психотерапевт
  • Все мы вольно или невольно осознаем свои психические процессы, стараемся понимать мотивы и переживания других людей. Это неизбежно, это и есть психология, наша собственная, «бытовая». А научное знание делает нас более грамотными и компетентными.
  • Чувствуешь себя членом клуба. Когда журнал только начинался, все обсуждали взволнованно, как это будет — в нашем обществе, где нет индивидуальных взглядов и представлений. Приятно, что журнал очень успешный и что у него много отечественных подражателей. Периодически я даже начинаю набрасывать темы для Psychologies, а потом рутина засасывает, и я не пишу. А потом жалею.

Андрей Россохин, психоаналитик

Андрей Россохин, психоаналитик
  • Мне совсем не близка психология, которая обслуживает современного «человека потребляющего». Меня вдохновляет другая, вечная психология, сохраняющая и развивающая человеческое в человеке. Эта психология защищает территорию моей души. Она как воздух нужна каждому из нас, чтобы оставаться страстным, чувствующим, думающим, изменяющимся, непрерывно ищущим новые смыслы жизни вместе с другими людьми.
  • Когда журнал ставит сложные вопросы, поднимая новые темы, он побуждает меня быть исследователем, заглядывать за границы известного, развивать способность говорить о сложном на живом языке. За годы сотрудничества одним из самых сильных творческих переживаний для меня стала работа над рубрикой «О чем говорит мне эта картина?», когда шедевры начали оживать, открываться по-новому, заставляя душу трудиться — фантазировать, мучиться, думать. Так что журнал помогает мне в удивительных и полных удовольствия поисках и открытиях новых смыслов.

Светлана Кривцова, психотерапевт

Светлана Кривцова, психотерапевт
  • Психология только в последние два-три десятилетия по-настоящему вошла в культуру образованных людей. Без нее невозможны человеческие отношения, конструктивное сотрудничество с другими, но самое главное — по-настоящему хорошие отношения с самим собой. Психология, а точнее феноменологическая психология, — это наука о математической логике переживаний, и она нужна людям.
  • Журнал Psychologies подкупает отсутствием высокомерия по отношению к читателю, с одной стороны, и профессиональным отбором тем — с другой. Казалось бы, взаимоисключающие особенности — популярное издание, которое, тем не менее, и профессионал номер за номером читает с интересом. Этот парадокс и есть тайна журнала. Не журнала вообще, а этой конкретной русской команды — его редакции. Интеллигентных и профессиональных реальных людей. И это рождает, кстати, патриотические чувства, несмотря на французское название. Зачем читать? Прагматически можно сказать — потому что это качественный продукт мирового уровня. А если глубже, могу сказать о себе: мне посчастливилось присутствовать при рождении, развитии и расцвете настоящего культурного феномена, масштаб которого еще даже не осмыслен должным образом. Далекие от психологии люди активнейшим образом перенимают культуру ответственной заботы о собственной жизни. Разве этого не настоящее просвещение? И я горжусь тем, что тоже принадлежу к Psychologies.

Дмитрий Леонтьев, психолог

Дмитрий Леонтьев, психолог
  • Психология — это руководство пользователя самого себя. Мы можем использовать возможности своего мозга на 3%, а можем и существенно больше. И хотя знание психологии — не единственный и, может быть, не главный фактор, от которого это зависит, но быть квалифицированным пользователем самого себя — значит взять в свои руки то, что мы привыкли отпускать на волю случая и стечения обстоятельств. Кому-то это лишнее бремя, а кому-то — новые возможности.
  • Сотрудничество с Psychologies — это возможность поделиться моим жизненным и профессиональным опытом, рассказать о своих важных идеях. А еще это своеобразная форма психологической помощи, пусть я и не вижу того, с кем разговариваю.