Женщина, которая помнит все: невероятная история 31-летней Ребекки
Фото
Getty Images

Каждое утро, начиная с января 2004 года, Ребекка Шэррок зачеркивает новый день в своем календаре. Как и многие из нас, 31-летняя женщина стремится к тому, чтобы разделять дни между собой, не давая им слиться в единую массу. Но, в отличие от большинства, Шэррок может в точности вспомнить, что происходило в каждый день своей жизни — даже 5, 10 или 15 лет назад.

На какой день недели пришлось, скажем, 21 июля 2007 года? Была суббота, без тени сомнений отвечает Шэррок. Будучи подростком, она обожала сагу о Гарри Поттере, и в тот день отчим отправился в книжный, чтобы купить ей томик только что вышедших «Даров смерти».

А вот 22 октября 2003 года, когда Шэррок было 13, она ходила на мастер-класс по вокалу, и в тот же день, по ее воспоминаниям, в Австралию, где она живет, впервые прибыл новый президент США Джордж Буш. Мама девочки в тот день смотрела выпуск новостей об этом, и хотя для Шэррок эта информация ничего не значила, сам факт она запомнила хорошо.  

Девушка и не подозревала, что чем-то отличается от других, пока однажды (если точнее, 23 января 2011 года) родители не показали ей сюжет о людях с поразительной способностью запоминать собственную жизнь в мельчайших подробностях.

Гипертимезия — редкое явление

По словам профессора Крейга Старка, нейробиолога и исследователя поведения из Калифорнийского университета, таких, как Шэррок, совсем мало.

Ученым известно всего 60 случаев гипертимезии (той самой исключительной автобиографической памяти) среди ныне живущих людей

Проводя многочисленные исследования, Старк и его коллеги просили испытуемых максимально подробно вспомнить один свой день на прошлой неделе, потом — один день год назад и, скажем, десять лет назад. Испытуемые с гипертимезией намного лучше помнили как события, случившиеся с ними лично, так и то, что происходило в мире в целом, включая дни недели и даты.

«Конечно, даже такие люди не помнят абсолютно все, — объясняет Старк. — Им тоже свойственно забывать, но по сравнению со всеми остальными они помнят намного, намного больше. В обычных лабораторных тестах на запоминание они при этом не показывают особо выдающихся результатов, а вот эпизодическая память у них развита отлично».      

Дар или крест?

Впервые гипертимезию, или гипертиместический синдром, как отдельное состояние обозначили в 2006 году, после того как американка Джилл Прайс связалась с коллегой Старка. «Когда я вижу в новостях или где-то еще ту или иную дату, я тут же мысленно переношусь в тот день и вспоминаю, где я была, что делала и чувствовала, — написала Прайс. — Многие сказали бы, что это дар, но для меня это тяжкий крест. Каждый день я прокручиваю в голове всю свою жизнь, и это сводит меня с ума!»

Старк говорит, что многие его пациенты с гипертимезией описывают свое состояние схожим образом: они мысленно возвращаются в разные дни своей жизни и проверяют себя — верно ли они помнят то, что с ними происходило.

«Многие говорят: однажды в детстве я кое-что забыл(а), это было ужасно, и я не хочу повторения этого опыта»

Некоторым приходится структурировать свою жизнь, используя календари, из страха, что все минувшие дни однажды сольются в одно бесконечное полотно. Звучит нелогично, но вот вам пример: вам наверняка случалось слышать от друга историю с вашим участием и ловить себя на мысли, что вы ничегошеньки не помните. Как вы себя при этом чувствовали? Скорее всего, в лучшем случае, некомфортно, в худшем — будто вы слегка сошли с ума. Так же чувствуют себя и люди с гипертимезией, осознав, что забыли хотя бы один день.

Что касается причин такого состояния, Старк и его коллеги тщательно изучали мозг людей с гипертиместическим синдромом, но так и не нашли существенных отличий в структурах, отвечающих за память, — гиппокампе и амигдале.

При этом ученый отмечает, что людям с гипертимезией часто свойственны обсессивно-компульсивные черты

Со стороны такая особенность может казаться суперспособностью: так, мама Шэррок регулярно справляется у дочери, когда домой была куплена та или иная бытовая техника, чтобы понять, действует ли еще гарантия. Но минусов не меньше, чем плюсов. «Чтобы уснуть, мне нужно, чтобы меня отвлекали свет и/или звуки — когда я нахожусь в тишине, мой мозг наводняют воспоминания, и отключиться не получается», — признается женщина, у которой также диагностированы ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство), тревожность и аутизм.

Также она жалуется на то, что не получается забыть негативные события. «Когда я вспоминаю что-то плохое, эмоции возвращаются. Обидно слышать от людей, что я сама „застреваю“ в прошлом и „не отпускаю“ эти воспоминания — как будто мне нравится вариться во всем этом негативе! Мало кто может понять, через что проходят такие люди, как я, и осознать, что лекарства от этого практически нет».

Словом, все познается в сравнении. Так что, когда в следующий раз будете сетовать на свою плохую память, вспомните о Ребекке Шэррок: женщина и рада бы оказаться на вашем месте, но природа задумала иначе.

Источник

Три книги о тренировке памяти

1. Джонатан Хэнкок «Как тренировать память. Не думайте о памяти — лучше используйте ее на все сто!»
2. Уильям Уокер Аткинсон «Память и ее развитие»
3. Рахул Джандиал «Нейрофитнес. Рекомендации нейрохирурга для улучшения работы мозга»