Жизнь остановилась: как пережить утрату близкого
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Горе: что это и почему мы его испытываем 

Горе — это состояние глубокого страдания, которое испытывает человек после потери кого-то близкого. В большей степени это ощущение относится именно к высоко значимым отношениям: семейным, романтическим, дружеским. Но подобное можно испытать и, например, из-за утраты любимого питомца.

Горюют все по-своему. Но есть одна общая черта — это разделение на «до» и «после», смена восприятия. Существует даже такое понятие, как «терапия горем»: после потери у человека происходит личностная трансформация, он «выходит» из этого переживания другим человеком.

Если говорить о сроках проживания горя, то в среднем нормативный процесс занимает около года. Именно в этот период происходит осознание и завершение психотравмирующего события. Это совсем не значит, что забываются воспоминания, что умерший отходит в далекое прошлое и человек перестает что-то чувствовать к нему. Боль не уходит, но она трансформируется, а человек заново учится жить без умершего, начинает двигаться дальше и получать удовольствие от жизни. В этот момент он начинает постепенно выходить из горевания, осознавая продолжение собственной жизни. 

Изучение горя как явления

Понятие горя и его осмысление появились, конечно, еще в древние времена. Люди горевали и в родоплеменных общинах, и в Древней Греции, и в Средневековье. Но то понимание горя, которое сейчас используется в психологии, зародилось в начале XX веке. В 1917 году Зигмунд Фрейд пишет работу «Скорбь и меланхолия», в которой исследует два состояния переживания. И хотя психоаналитик еще ранее обращался к этой теме, именно в данном труде он четко формулирует и описывает состояния с позиции самого горюющего.

Так, согласно З. Фрейду, скорбь — естественный процесс, подразумевающий здоровую реакцию человека на утрату. Скорбь не отрывает его от реальности. А вот меланхолия уже воспринимается как болезненное состояние, патология. «При скорби мир становится бедным и пустым, при меланхолии же таким становится само „Я“. Больной изображает свое „Я“ мерзким, ни на что не способным, аморальным, он упрекает, ругает себя и ожидает изгнания и наказания», — пишет он. 

Австрийский врач в своих исследованиях идет вглубь нашего сознания, обнажая ситуации, вроде полного отказа от реальности. В «Общей теории неврозов» он обращается к такой форме переживания, как патологическая форма печали, которая приводит к нарушению в расходовании энергии. 

Неспособность справиться с горем и жить дальше на фрейдистском языке называется аффективной фиксацией на травматической ситуации

«Случается, что травматическое событие, потрясающее все основы прежней жизни, останавливает людей настолько, что они теряют всякий интерес к настоящему и будущему и в душе постоянно остаются в прошлом…» — пишет З. Фрейд. Выявление такой патологии — важный шаг в понимании человеческого переживания, которое в результате травмы может доходить до абсолютных крайностей: например, отказа от настоящего, от собственной жизни.

Спустя почти три десятка лет, в 1944 году, выходит работа американского психолога Эриха Линдемана «Клиника острого горя». Линдеман уже делает акцент на стадии переживания, называющейся «острое горе», и описывает ее составляющие. 

«Острое горе» — первые мгновения после новости о произошедшем событии (утрате) или же момент, когда все происходит у человека на глазах. На этой стадии может случиться дезорганизация. Реакции варьируются в самых разных проявлениях: истерический смех, слезы, обморок — все зависит от защитных механизмов психики отдельного человека. Такая оборона от психотравмирующего события в крайне редких и острых формах может доходить даже до лишения разума. Подобное встречается, когда родители теряют детей: психика просто не справляется, человек не переживает утрату. 

Стадии горевания

По Э. Линдеману выделяются 4 стадии переживания горя:

  1. Шок

    Когда человек узнает о психотравмирующем событии и пока не сопоставляет его с реальностью. На этом этапе человек находится в оцепенении и дает разные реакции — смех, плач, обморок.

  2. Протест или тоска

    Человек находится в постоянном напряжении, может быть раздражен и также выдавать разные реакции. Для кого-то в этот период важно больше разговаривать о произошедшем, об ушедшем человеке. Кто-то же, наоборот, не готов об этом говорить, требует одиночества или просто отвлеченных тем. Все индивидуально.

  3. Дезорганизация и страдание

    Человек начинает осознавать факт произошедшего, ту реальность, в которой теперь существует. На этой стадии чаще всего появляются очень сильные эмоции, вплоть до ослабления защитных механизмов.

  4. Отделение и реорганизация

    Эта стадия наступает уже, как правило, по прошествии года, когда у человека остаются воспоминания. Он принимает их и факт произошедшего. Теперь он в состоянии отделиться от объекта, который ушел из жизни, и, помня о нем, жить дальше. 

После стадии шока психика человека постепенно адаптируется и ищет разрешение внутриличностного конфликта. Трансформации начинаются с физического страдания, так как это самое очевидное и простое проявление эмоций — через разные телесные симптомы, вроде болей. В этот период сознание человека поглощено образом умершего, может возникнуть чувство вины — аутоагрессия. Позже оно может перейти в агрессию, обвинение умершего в его же смерти.

Агрессия и аутоагрессия

Аутоагрессия — реакция, направленная на себя. Она в первую очередь проявляется в посылах: «не смог», «не уберег», «не сделал», «не сказал». Здесь нужно подходить с той позиции, что каждый человек отвечает за свою жизнь сам. Но помимо чувства вины аутоагрессия может приобретать и другие формы: безэмоциональную тоску или, наоборот, прилив любви, энергии.

Агрессия же направлена на внешние факторы: идет поиск виноватых, которыми может оказаться кто угодно (врачи, государство, сам умерший). Эти два полярных состояния — аутоагрессия и агрессия — могут перетекать одно из другого, но может доминировать и одно из них. 

В принципе, все положительные и отрицательные эмоции людей — абсолютно нормативны. Это относится не только к переживанию горя, но и к обычной жизни. Проблема лишь в том, что часто социум навязывает нам стереотипы, из-за которых мы пытаемся найти некую «норму». Но ее не существует. Вернее, у каждого она своя. И здесь мы в большей степени говорим об индивидуальном переживании горя. 

Человек имеет право на все эмоции. И если он испытывает негатив по отношению к умершему — это не дефект. Чтобы стало легче проживать агрессию, можно отслеживать, что именно ее провоцирует. Когда докапываешься до истинной сути этих эмоций, происходит понимание, как работает психика, как жить в ладу с собой.

Защитный механизмы психики

Защитные механизмы, которые ограждают нашу психику от разрушения, есть у каждого человека, но работают они очень индивидуально. Разное отношение к травмирующим событиям, разные реакции — это абсолютно нормально. В первую очередь их проявление зависит от того, как человеку проще жить, в совокупности с влиянием его мировоззрения и предшествующего опыта. Здесь имеет значение не сам тип личности, а скорее ее направленность. 

С точки зрения переживания горя — все также индивидуально. К сожалению, пока мы с этим не столкнемся лично, невозможно точно определить свои реакции. Кто-то может предаваться рыданиям, кто-то смеяться, кто-то падает в обморок, а кто-то не выдает никаких внешних признаков — и все это нормально. Для каждого из нас существует своя собственная норма

Но, помня об уникальности всех, не стоит упускать то, что существуют патологии в переживании утраты: хроническое и преувеличенное горе. В этом случае травма переживается достаточно длительное время, человек может даже создавать «иконостасы» умершему: не трогать вещи в помещении, где жил или работал ушедший, или вообще не заходить в его комнату. Условия «неприкосновенности вещей» не нормативны, и их нужно прорабатывать со специалистом. 

Также есть такое понятие, как «запаздывающее горе» или отсроченное горе, — в момент события у человека по каким-либо причинам не было возможности отреагировать на него, подключиться ко всему эмоционально. В таком случае горевание запускается позже и может привести к разным психосоматическим отклонениям. На фоне переживаний и долгого стресса «на выходе» из этого состояния часто проявляются психосоматические симптомы (кожные заболевания, проблемы с сердечно-сосудистой системой). В некоторых случаях на фоне сильного длительного стресса дело может дойти и до онкологических заболеваний.

Самопомощь при потере 

Член Американской психологической ассоциации Уильям Ворден недавно стал исследовать проблему переживания и возможности помочь себе в этот период, но его книга «Консультирование и терапия горя» уже превратилась в классику. По его мнению, выделяется несколько шагов, которые помогают понять процесс проживания утраты и как-то его структурировать.

1. Принять факт утраты

Работа с переживанием начинается в тот момент, когда человек принимает факт потери, когда он может сказать, что его близкого уже нет. В таких случаях будет важна и формулировка этой мысли: человеку лучше озвучить, что близкий именно умер, его нет в живых. Когда проговариваются подобные вещи, наша психика начинает привыкать к этому факту. 

2. Прожить боль

Следующая ступень — пережить боль потери. Конечно, у каждого из нас разный болевой порог, и здесь нет единой нормативности: кто-то будет более глубоко переживать, кто-то менее, кто-то вообще поверхностно. Вне зависимости от того, насколько были хорошими отношения с умершим, человек сталкивается с болью — но с разной степенью. Для проживания утраты важно принять эту боль, принять ее неизбежность. 

3. Помнить об окружающих

Затем следует наладить взаимоотношение со своим окружением. Бывают случаи, когда, например, в семье умирает ребенок и в дальнейшем все подчиняется умершему, а остальные дети остаются без внимания. Конечно, такое нельзя допускать, ведь остальные члены семьи также столкнулись с утратой, им также больно. Важно уделять внимание тем, кто есть с вами здесь и сейчас.

4. Принять воспоминания

Заключительный этап — выстроить новые отношения с окружением. На этой стадии происходит понимание всей ситуации, ее полноценное принятие. Тогда человек продолжает жить, не отказываясь от воспоминаний. Жизнь идет дальше, и люди должны адаптироваться к таким моментам. Потери происходят и будут происходить всегда. К ним невозможно быть готовым — и это нормально. 

Психологические техники

  • Сохранение связи с умершим — не стоит выкидывать вещи, убирать все и стараться забыть. Полезнее, наоборот, оставлять себе памятные моменты, будь то воспоминания или физические артефакты. Так сохранится связь с человеком, и утрата будет восприниматься более реально, а следовательно — адекватно.

  • Написание письма умершему — ведущей рукой человек пишет письмо со всеми испытываемыми эмоциями, а не ведущей пишет себе ответ. Далее письма перечитываются и соединяются — так завершается процесс принятия.

  • Ведение дневника — близкий метод к письму, но здесь не требуется ответ. Если у человека не было привычки писать о том, что с ним происходит, о чем он думает, в период проживания горя это может послужить полезным времяпровождением. Так мысли и чувства будут находить выход, будет возможность лучше проанализировать свое состояние, понять, что происходит внутри. Человек может делиться своими планами с умершим, рассказывать о своей жизни. Главное, чтобы не было перебора и полного ухода в горевание, которое окажется разрушительным и для него, и для окружения.

Профессиональная помощь

Если человек чувствует, что не справляется с горем самостоятельно, то нужно сразу обращаться к специалистам. Одними из достаточно действенных направлений являются гештальт-терапия и психодрама — у них есть эффективные техники при проработке травмы потери. Но важно понимать, что все практики рекомендуется начинать спустя полгода, до этого нужна поддерживающая терапия. 

Первые полгода человека лучше поддерживать: выслушивать, позволять высказывать позитивные и негативные эмоции. 

Обращение к специалисту становится необходимостью, когда процесс переживания очень затягивает, то есть если спустя год человек реагирует настолько остро, будто смерть близкого произошла вчера. Это очевидный показатель, что человек не может отпустить травмирующие события, он для чего-то за них цепляется. В некоторых подобных случаях в терапию может быть включено и медикаментозное лечение. Здесь важен комплексный подход и медикаментозная и безмедикаментозная терапия.

Фактически в период проживания потери каждый справляется, как может

Главное, помнить, что если реакции не доходят до патологических, они нормальны и лишь являются частью вас, вашего пути. Кому-то проще выносить переживания на обсуждение, чтобы получать обратную связь. Кто-то переживает все внутри, закрывается. Некоторые ищут, чем отвлечься: уходят в работу или, наоборот, путешествуют, встречаются с друзьями.

Автор позитивной психотерапии Н. Пезешкиан предлагает четыре возможные реакции бегства (ухода) от конфликта. Это можно соотнести и с переживанием психотравмирующего события:

  1. Уход в болезнь или проявления психосоматики

  2. Уход в деятельность или депрессивное состояние

  3. Уход в общение или дистанцирование

  4. Уход в фантазии (мечты) или в зависимое поведение

Кому-то проще каждому сообщать о том, что у него случилось, а кто-то будет держать все в себе и не говорить даже самым близким. Индивидуальность проживания — это не хорошо и не плохо. Это просто так, как происходит. И нужно это принимать.

Маргарита Донцова
Маргарита Донцова

Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой консультативной психологии, эксперт платформы DoTherapy при Московском институте психоанализа