«Фотобиеннале-2020» в МАММ

В Москве стартует Фотографическая весна. До конца лета в рамках международной «Фотобиеннале-2020» в МАММ одна за другой будут открываться выставки российских и зарубежных фотографов и видеохудожников. Выставки «Фотобиеннале-2020» также традиционно займут другие выставочные пространства Москвы, в том числе «Новый манеж», где в начале апреля откроется мультимедийная инсталляция «Великая победа». В программе «Фотобиеннале-2020» будет показано более 40 выставок.

5 марта в МАММ состоялось гала-открытие «Фотобиеннале-2020», в рамках которого представлены проекты, объединенные темой «Бег времени».

Открывающиеся проекты демонстрируют, как менялись тематика и эстетика российской фотографии с 1930-х годов до нашего времени, и как видео-арт наследует, ломает и развивает традиции фотографии в новом, набирающем всю большую популярность медиа — видео.

1. Игорь Мухин «Наши 1990-е. Время перемен»

Российские 90-е в объективе выдающегося отечественного фотографа Игоря Мухина. Диктат советских идеологических и эстетических канонов остается в прошлом, и, освободившись от его давления, фотографы с упоением погружаются в гущу жизни.

Мухин идет «от себя»: он попадает во временной зазор между идеологическим заказом советской эпохи и коммерческим заказом рыночной.

Выставка Игоря Мухина «Наши 90-е. Время перемен» — свидетельство тектонических сдвигов, происходивших на постсоветском пространстве после распада Советского Союза. Мухин видит мир без фильтров критического или романтического реализма. Обретенная свобода и присущая фотографу способность концентрировать в кадре энергетику социального пространства и конкретного человека позволили ему создать самый яркий и внутренне драматичный образ России и ее столицы на рубеже ХХ—XXI веков.

«Фотобиеннале-2020» в МАММ

2. Александр Слюсарев «Геометрия света»

Александр Слюсарев более сконцентрирован на поиске новой эстетики, и неслучайно он оказался пионером зарождающейся новой концептуальной фотографии. Фотографии этого автора с блестящим филологическим образованием, профессионального переводчика с итальянского языка, стали классикой не только российской, но и мировой фотографии, оказавшись в собраниях крупнейших российских и зарубежных музеев, таких как, например, Тейт Модерн.

Слюсарев — классик российской фотографии, который начал снимать еще в 1959 году. Сюжеты его изысканных черно-белых работ вычитываются в минималистской гармонии, в диалоге света и тени. Это световое письмо обращает внимание зрителей на красоту обыденной жизни.

«Фотобиеннале-2020» в МАММ

3. Владимир Мишуков «Неоновые мечты»

В 2003 году Владимир Мишуков снимал молодежь для проекта «Неоновые мечты» и выиграл с ним Гран-при фотоконкурса на лучший фоторепортаж о Москве «Серебряная камера-2003». Проекты «Неоновые мечты» и «Легко ли быть молодым?» разделяют всего 17 лет. Но изменился выбор героев, выражение их лиц и их мечты. Бег времени ускоряется. Мы продолжаем жить во время перемен, а все изменения, по-прежнему четко и тонко, улавливают объективы талантливых фотографов.

«Неоновые мечты» — серия из нескольких десятков фотографий молодых людей 16–20 лет. Уже не подростки, еще не взрослые. Глаза с вызовом. Углы губ усталые, позы уверенные. Внизу — подписи: «Саша, 18 лет. Мечтает о…».

У всех героев — собственная одежда, позы и мысли: охранник за стеклом двери кафе («Мечтает о жене и детях»), две девочки-близняшки на фоне освещенной витрины, печальный повар с куском мяса среди кастрюль и кухонных плит, девушка среди составленных друг на друга стульев уличного кафе («Мечтает открыть собственное кафе»).

«Фотобиеннале-2020» в МАММ

4. Андрей Гордасевич «Застывшая форма»

Выставка Андрея Гордасевича «Застывшая форма» — филигранная работа художника, показывающего магическую красоту застывших природных форм.

С одной стороны, этот проект созвучен важнейшей теме современности — экологии, заставляющей нас пристально вглядываться в природный мир, с другой — он демонстрирует, как современные цифровые технологии используются искусством фотографии, развитие которой всегда зависело от технологического прогресса.

На выставке в МАММ будут представлены последние работы Андрея Гордасевича — первого российского фотографа, который сделал индивидуальную выставку с компанией Leica.

«Фотобиеннале-2020» в МАММ

5. Эммануил Евзерихин «Ретроспектива»

Творчество Эммануила Евзерихина — это отражение эпохи социалистического реализма 1930—1950-х годов. Каноны соцреализма распространялись на все виды искусства, в том числе на фотографию, определяя сюжет, ракурс и призму видения. Работы Эммануила Евзерихина — важная часть истории советской фотографии и важная страница истории советской России в фотографии.

Евзерихин не боится давать крупные планы, обрезая мелкие детали и придавая таким образом объекту съемки особый акцент. В результате зритель не имеет даже возможности ошибиться, что именно хотел сказать автор фотографии. Евзерихин обладал уникальной запоминающейся манерой съемки, которая до сих пор поражает зрителя.

«Фотобиеннале-2020» в МАММ

6. Юрий Рыбчинский «Новый реализм в российской фотографии 1970-1990-е годы»

Юрий Рыбчинский — фотограф-самоучка, геолог по образованию, пришел в журналистику в начале 1960-х. Сначала как литературный корреспондент и только потом — как фоторепортер. На выставке в МАММ будут представлены работы из серий: «Августовский путч», «Национально-патриотический фронт «Память», «Фабрика «Черемушки», «Улица».

Юрий Рыбчинский расширяет, прежде всего, тематический диапазон российской фотографии, снимая в том числе тех, кто оказался в сложных ситуациях: в исправительно-трудовых колониях, в обычном советском вытрезвителе, на коллективных сеансах гипноза модных в 1990-е экстрасенсов или внутри Белого дома во время трагических событий путча 1993 года.

«Фотобиеннале-2020» в МАММ

7. Антон Андриенко «Паттерн»

Мультимедиа Арт Музей, Москва и Школа Родченко (ШР) представляют выставку Антона Андриенко «Паттерн». Выставка продолжает долгосрочную программу «ШР в МАММ», которая позволяет посетителям музея познакомиться с художниками, которыми Школа и музей гордятся уже сегодня и которые определят художественный ландшафт ближайших лет.

Проект Антона Андриенко посвящен исследованию феномена паттерна — систематически повторяющейся схемы или образа, внутри которых существует каждый из нас.

Природные, социальные и культурные паттерны конструируют нашу реальность. Они лежат в основе коллективной памяти человечества, традиций и ритуалов, искусства и высоких технологий. Паттерны в той или иной степени определяют нашу идентичность, эстетические вкусы и способы взаимодействия с окружающим миром, предлагая набор стереотипных поведенческих реакций и решений.

«Фотобиеннале-2020» в МАММ

8. Екатерина Карасева «Спят усталые игрушки»

Проект «Спят усталые игрушки» выпускницы Школы Родченко Екатерины Карасевой (мастерская «Видеоарт» Кирилла Преображенского и Дмитрия Венкова) — это реакция художницы на последовательное стирание границ между вымыслом и реальностью в современном мире, переполненном фейковыми новостями средств массовой информации и социальными сетями, источающими иллюзорное благополучие.

Инсталляция Карасевой отчасти наследует традиции искусства отечественного андеграунда рубежа 1980–1990-х годов. Среди наиболее известных примеров пародийных медиапроектов — экспериментальное «Пиратское телевидение» или телемистификация Сергея Курехина «Ленин — гриб».

Обыгрывая визуальные и речевые приемы современных масс-медиа, Карасева создает альтернативное «телевидение для тех, кто не смотрит телевидение».

«Фотобиеннале-2020» в МАММ

9. Ульяна Подкорытова «Райок»

Ульяна Подкорытова — одна из ярких представительниц современной российской художественной сцены, выпускница Школы Родченко (мастерская «Видеоарт» Кирилла Преображенского). Художница работает с внутренней мифологией, историей этнографии Русского Севера и постфольклором (интернет-мемами, спамом, фейковыми новостями интернет-порталов и соцсетей). Ее волнует проблема сохранения идентичности в эпоху глобализации. Используя разные медиумы (видео, фотографию, перформанс, скульптуру) и жанры, Подкорытова обращается к обрядовому и музыкальному нарративу северных областей России.

Ключевая часть выставки — видеоопера «Рай’ок». Ее название отсылает к народному ярмарочному театру, райку, который по сути может считаться прообразом телевидения и интернета. Через специальное окошко в деревянном ящике зрителям демонстрировали литографии и рисунки с видами крупных городов и иностранных государств, а также последние новости. Эстетика костюмов и сцены в видео коррелируют с ярмарочными мистериями.

«Фотобиеннале-2020» в МАММ