Дисграфия — это неврологическое расстройство, которое проявляется в нарушении способности к обучению, соответствующему возрасту, в частности — к трудностям с письмом. Дисграфия может влиять как на физический процесс письма, так и на перевод мыслей в письменную форму.
Причины дисграфии
Современная наука не может до конца ответить, чем именно вызвана дисграфия. Тем не менее некоторые специалисты считают, что причины развития дисграфии кроятся в неврологических особенностях развития мозга. Дисграфия редко выступает как самостоятельная единица, чаще она встречается при СДВГ и расстройствах аутистического спектра, что позволяет предположить, что это еще один тип нейроотличности.
Симптомы и признаки дисграфии
Люди с дисграфией испытывают различные трудности при письме. Поэтому им может быть легче и проще говорить, чем писать. По мнению некоторых специалистов, связано это не с только с самой сложностью переноса мыслей на бумагу, сколько с социальным давлением, с которым люди с дисграфией сталкиваются с самого детства.
Признаки дисграфии
неразборчивый почерк;
проблемы с орфографией;
трудности с формулированием мыслей на бумаге;
написание букв в обратном порядке;
трудности с пониманием того, когда использовать строчные или заглавные буквы;
пропуск слов в предложениях, слогов в словах;
неправильный порядок слов в предложениях;
размер букв и интервал между ними;
трудности с мелкой моторикой;
«странный» захват ручки;
невозможность писать по прямой;
сложности с запоминанием букв;
неправильное использование глаголов и местоимений.
Типы дисграфии
Выделяется пять типов дисграфии: дислексическая, моторная, пространственная, лингвистическая и фонетическая. Хотя дисграфия и дислексия это разные заболевания, они могут встречаться вместе. В этом случае проблемы возникают со спонтанным письмом — все, что было скопировано или переписано, трудностей не вызывает.
При моторной дисграфии у ребенка или взрослого наблюдаются проблемы с мелкой моторикой, а также зрительным восприятием. Проявляется это в скорости письма, отсутствии разборчивости, плохих навыках рисования и неумения соблюдать поля.
Пространственная дисграфия вызывает проблемы с рисованием, а также отражается на интервалах при письме — они либо отсутствуют, либо занимают слишком много пространства. Скорость письма при пространственной дисграфии, в отличие от моторной, не замедляется.
Лингвистическая дисграфия влияет на навык обработки языка — то есть текст, написанный из головы, скорее всего будет неразборчивым и содержать множество ошибок. При этом, как и в случае с дислексической дисграфией, все, что скопировано, срисовано или списано, получается хорошо.
Фонетическая дисграфия вызывает трудности только при встрече с новыми, незнакомыми словами и фонемами. Решается это проблема просто — необходимо запомнить, в каком порядке в слове идут буквы.
Что делать при дисграфии
Так как дисграфия — это нейробиологическая особенность, психотерапия для ее лечения не требуется. Однако она может понадобиться для того, чтобы справиться с сопутствующими проблемами: стрессом, стыдом (если ребенка в детстве часто ругали за ошибки), неуверенностью в себе.
Письмо от руки. От некоторых проявлений дисграфии можно избавиться с помощью регулярных тренировок.
Смена ручки. Специалисты рекомендуют экспериментировать как со средствами для письма, так и с захватами карандашей и ручек.
Упражнения на мелкую моторику и растяжка. Растяжка перед письмом, а также регулярные упражнения способны снизить проявления моторной дисграфии.
Печать вслепую. Так как слепая печать работает благодаря мышечной памяти, ошибок при письме становится меньше.