Глоссарий. Психологический словарь.

Задатки

Задатки – особенности нервной системы, которые выступают в качестве основы для дальнейшего формирования способностей. Любые способности, которыми владеет человек и которые необходимы для успешной жизнедеятельности, должны иметь некоторые предпосылки для их проявления (в виде задатков).

Согласно утверждению советского психолога Б.М. Теплова, способности – это задатки в развитии. В зависимости от способа образования задатки делятся на врожденные (природные) и приобретенные (социальные). Задатки первого типа есть у человека с момента его рождения - при этом, поскольку они связаны с особенностями формирования нервной системы, можно говорить об их генетической наследуемости.

В качестве примера врожденных задатков можно привести характеристики слухового восприятия. Такие задатки определяют индивидуальные различия между людьми. Второй тип задатков служит необходимой базой для развития более сложных способностей. Например, чтобы освоить высшую математику, необходимо понимать элементарную, поэтому эти знания сами по себе играют роль задатка (приобретенные навыки).

Задатки находятся в постоянном развитии, на каждом из этапов они приобретают новые свойства. Также характерной особенностью задатков выступает многозначность: на основе одинаковых задатков могут развиться разные способности. Здесь имеет место быть и механизм компенсации. Например, для развития музыкальных способностей нужен абсолютный слух, но его отсутствие может быть компенсировано хорошей памятью на музыкальные интервалы.

Psychologies приглашает
Журналы Psychologies

теперь доступны в Google Play

СКАЧАТЬ
новый номерОКТЯБРЬ 2020 №54
171Подробнее
psychologies в cоц.сетях

спецпроекты