Глоссарий. Психологический словарь.

Мотив

Мотив (лат. movere - приводить в движение, толкать) – обобщение материальных предметов, которые представляют ценность для человека и определяют вектор его деятельности. Субъект воспринимает мотив как специфические эмоции, которые могут быть положительными, когда личность находится в приятном для него состоянии ожидания, или отрицательными, если человек недоволен тем, что реальное положение дел не соответствует его ожиданиям.

Термин «мотив» нередко используют как синоним для цели и потребности, однако эта синонимизация некорректна. Потребность – это желание человека устранить какой-либо дискомфорт, в то время как цель – это процесс выбора того самого предмета, который может удовлетворить требования, продиктованные мотивом. Например, голод – это потребность, желание утолить его – это цель, а тарелка с едой, к которой тянется субъект – это мотив.

Мотив – один из основных терминов в психологии: в частности, советские психологи А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн использовали это понятие при разработке психологической теории деятельности. Согласно этой концепции, мотив понимается как опредмеченная потребность.

Мотив развивается, когда происходит расширение круга деятельности, которое способствует изменению предметной действительности. Так, развитие в обществе объективных ценностей и идеалов способствует трансформации мотивов отдельных представителей этого общества. У животных же, напротив, диапазон мотивов дан от природы и ограничен свойствами, присущими конкретному биологическому виду.

Популярные термины
    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ
    новый номерЗИМА 2024 — 2025 №82
    199Подробнее

    спецпроекты