Память — это одно из важнейших понятий в жизни человека, которое означает сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. История изучения памяти в психологии огромна и прежде всего связана с общей историей психологии.
История изучения памяти
Одной из первых теорий памяти является ассоцианистическая теория, центральное понятие которой — «ассоциация» (связь, соединение). Ассоциация в этой теории выступает как объяснительный принцип всех психических образований, а память при этом рассматривалась не как активный процесс деятельности человека с предметами или их образами, а как продукт ассоциаций, сложившейся механически.
Согласно теории выделялось три типа ассоциаций — по смежности, по сходству и по контрасту, а их содержание в дальнейшем существенно переосмыслялось и углублялось. С точки зрения другого направления, бихевиоризма, память является не более чем приобретением различных двигательных и речевых навыков. В рамках бихевиоризма основное внимание уделялось тренировке и закреплению определенных реакций через повторение и подкрепление.
В дальнейшем с появлением и развитием гештальт-психологии стал больше изучаться собственно процесс запоминания, для которого необходимо дополнительное исходное условие — намерение субъекта. Впоследствии крупные изменения в трактовке этого понятия возникли при осознании социальной природы человеческой памяти (то есть ее процессы начали восприниматься как социальная форма поведения человека).
Значительный вклад в экспериментальное изучение памяти внес немецкий психолог Герман Эббингауз, который в конце XIX века впервые систематически исследовал процессы запоминания и забывания, разработав так называемую «кривую забывания». Его работы заложили основу для количественного подхода в изучении памяти.
Виды памяти
Существует несколько основных классификаций памяти:
По длительности хранения информации: сенсорная, кратковременная, долговременная.
По преобладающему анализатору: зрительная, слуховая, двигательная, обонятельная, вкусовая.
По характеру деятельности: непроизвольная и произвольная память.
По степени осознанности: явная (декларативная) и неявная (процедурная).
Причины и механизмы
На формирование и качество памяти влияют как физиологические, так и психологические факторы: состояние нервной системы, уровень внимания, эмоциональный фон, мотивация, а также возраст и состояние здоровья. Память может нарушаться при травмах, нейродегенеративных заболеваниях (например, болезни Альцгеймера), хроническом стрессе и депрессии.
Признаки нарушений памяти
К наиболее распространенным признакам проблем с памятью относятся:
Частые забывания недавних событий.
Трудности с запоминанием новой информации.
Дезориентация во времени и пространстве.
Путаница в именах и событиях.
Проблемы с памятью могут привести к снижению качества жизни, трудностям в профессиональной деятельности, нарушению социальных связей и зависимости от помощи окружающих.
В повседневной жизни память проявляется в самых разных формах: от запоминания маршрута до работы до воспроизведения мелодии любимой песни или знания иностранного языка. У спортсмена хорошо развита двигательная память, у музыканта — слуховая, а у актера — вербальная.