Женщина за рулем
Фото
Getty Images

Возможно, совсем скоро автомобили смогут ездить сами, без нашего участия, но пока что вождение остается в руках человека и требует определенного внимания. По разным оценкам, в 2013 году около миллиона автокатастроф случилось из-за использования водителями телефонов. И более 3000 смертей и 400 000 повреждений были получены из-за того, что водитель отвлекался от вождения. Сейчас всем известно об этой проблеме, и добавление в телефоны такой простейшей функции, как «driving mode», могло бы внести огромный вклад в ее решение1.

Конечно, сейчас предпринимаются попытки решить эту проблему. Некоторые машины имеют систему head-up display, которая показывает всю нужную водителю информацию на лобовом стекле. Таким образом, водителю не нужно отводить глаза от дороги. Другие автомобили выпускаются с функцией встроенного телефона, чтобы мы могли принимать звонки, писать сообщения и сидеть в интернете, не отрываясь от руля. В основе этих разработок лежит ошибочное убеждение, что если наши глаза смотрят на дорогу, а руки находятся на руле, то мы максимально сконцентрированы на вождении, и ничего не случится. Но это не так.

Head-up display позволяет водителю не отворачиваться от дороги в поисках нужной информации. Однако он отвлекает на себя наше внимание. Исследования с использованием подобных функций в самолете, проведенные еще в 1980-х, показали, что такие дисплеи уменьшают вероятность, что пилот заметит что-то неожиданное даже в собственном поле зрения. Когда наше внимание отвлечено, мы смотрим, но не видим.

Примерно та же история и с устройствами hand-free, которые имеют только голосовое управление. В любом случае использование телефона требует умственных усилий не только во время разговора, но и после него. Психолог Кэри Стотхарта (Cary Stothart) убежден, что сам факт того, что нам пришло сообщение, уже очень сильно отвлекает от вождения, даже если мы его не читаем.

Для решения этих проблем надо только одно: признать, что человеческие когнитивные функции не безграничны, а интуиция может давать трещину. Это как раз было бы учтено в функции driving mode. Она бы отключала самые распространенные источники раздражения внимания водителя: звонки, сообщения, игры и социальные сети. Она бы исключала всякую возможность коммуникации водителя с внешним миром, за исключением GPS, навигации и экстренного вызова.

Уже несколько лет смартфоны на платформе Windows 8 имеют великолепную версию такого режима, но они составляют лишь 3% от общего рынка смартфонов. Такой режим не был встроен ни в Apple iOS, ни в Google Android.

Однако стоит признать, что driving mode может быть полезен, только если люди будут использовать его. Значит, такой режим должен легко включаться. В идеале, одним движением, поскольку всем нам нелегко справиться с желанием сразу же ответить на сообщение. Именно driving mode должен автоматически отправлять уведомления «Я сейчас за рулем» в ответ на все звонки и сообщения.

Возможно, самое сложное здесь — это заставить водителей включать такой режим. Провайдеры могли бы начислять небольшие вознаграждения за использование такого режима или брать штрафы за его игнорирование. Лучшим вариантом пока видится автоматическая активация режима, когда GPS телефона засекает начало движения автомобиля.

Доступный на всех телефонах авиарежим, за все время своего существования, не спас ни одной жизни. Его почти никто не использует, и нет ни одного случая, когда это стало бы причиной авиакатастрофы. Но авторежим мог бы спасать жизни каждый день.

Подробнее см. на сайте издания The Wall Street Journal.


1 C. Stothart et al. «The attentional cost of receiving a cell phone notification», Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, August 2015.