Что о нас говорит наш голос

Молодая радиоведущая Наталья вспоминает ту минуту, когда она, сидя перед микрофоном, обнаружила, что не может вымолвить ни слова, ни звука. Ее немота — афония — продолжалась несколько дней. Наталья признается, что без голоса чувствовала себя так, словно ей было нечем дышать, не хватало воздуха.

«Именно голос определяет неповторимость человека, отражает его личность», — считает специалист по постановке голоса и речи Лариса Соловьева.

По голосу мы познаем окружающих. В ощутимой мере от него зависит, возникнет ли взаимопонимание между собеседниками. Но он влияет и на нас самих. Поэтому, когда голос пропадает, как у Натальи, человеку может казаться, что происходит катастрофа, что он теряет свою идентичность, часть своего «Я».

От голоса зависит, возникнет ли взаимопонимание между собеседниками

Вокруг звука нашего голоса существует целый образный мир. «О манере произношения говорят: сухая, солидная или, например, вязкая, — замечает антрополог Давид Ле Бретон. — О тоне голоса — тусклый, низкий или невыразительный, об интонации — что она неровная, медленная, тягучая или стремительная, торопливая. Голос никогда не бывает нейтральным для слушающего, который находит в нем оттенки, способные охарактеризовать того, кто говорит. Он передает настроение и накал эмоций, вызывает ощущение физического присутствия»1. Но так ли важно научиться понимать свой голос?

Зеркало уникальности

«Органы слуха развиваются раньше других органов чувств. И первое, что мы воспринимаем, еще не родившись, — это материнский голос. Эксперименты показывают, что всех младенцев на земле успокаивают его звуки».

Двух одинаковых голосов не существует, именно поэтому мы узнаем другого по тембру или манере речи. «То, что он говорит, несущественно, — писал о своем друге философ Франсуа Федье. — Модуляция его голоса, вот что важно. Тот единственный тембр, который отличает его от всех других голосов»2.

46-летний Михаил вспоминает, как разволновался, когда ему позвонил бывший одноклассник: «Мы не виделись после того, как окончили школу. Услышав его, я испытал неподдельное удивление — это странно, ведь я не раз с удовольствием рассматривал снимки друзей моего детства в социальных сетях. Но то были изображения, а голос тронул меня до глубины души: я сразу его узнал и в одно мгновение словно вернулся к себе — тому, каким был когда-то».

Что о нас говорит наш голос

Выразитель эмоций

Возможно, вы замечали, что звучание нашего голоса зависит от настроения? Это действительно так. Нейромедиаторы действуют на гортань: когда мы сильно волнуемся, она сужается и ограничивает дыхание. «Так, от досады голос может стать словно надтреснутым, — пишет ларинголог и фониатр Федор Заседателев, долго работавший с оперными звездами Большого театра. — Чувствуя радость, мы дышим поверхностно, переживая горе — редко и глубоко вздыхаем»3.

Этот физиологический процесс невозможно контролировать полностью. «Я работаю на телевидении, но даже такого опыта владения голосом мне недостаточно, чтобы всегда быть его полновластной хозяйкой, — признается 35-летняя Дарья. — Когда я очень волнуюсь, он предательски выдает меня, взмывая вверх. Моя подруга шутит: «В эфире — «Пионерская зорька!», с первых слов зная, что я сообщу ей какое-то неприятное известие».

Звучание голоса всегда ясно говорит о том, находимся ли мы в согласии или во внутреннем разладе с собой

Дарья профессионал, а большинство из нас и вовсе не знают своего голоса, ведь он звучит в нас самих, изнутри, и мы никогда не воспринимаем его таким, как слышат другие. Отсюда и удивление, иногда болезненное, которое мы ощущаем, слыша себя в записи. «Некоторых это ранит особенно сильно, — замечает Давид Ле Бретон, — и дело тут вовсе не в том, что голос их неблагозвучен. Просто его звучание всегда ясно говорит о том, находимся ли мы в согласии или во внутреннем разладе с собой...»

Недаром психоанализ считает голос и слово главными проводниками нашего бессознательного: минутное замешательство, вздох или смена тональности часто раскрывают больше, чем долгий и подробный рассказ.

«Я ощутил себя виноватым».

Никита Семенов-Прозоровский, 65 лет, актер и мастер дубляжа:

Разговаривать не своим голосом, а изобретать его в зависимости от имиджа экранного героя — это моя профессия. Мой собственный образ далек от созданного для роли, что приводит к различным казусам. Так, однажды я играл в сериале отца семейства — тучного, с седой бородой и лысиной. Со мной снималась и юная особа лет 12–13. Она изнывала на площадке во время долгих перестановок света и поисков операторами ракурса. Пытаясь занять ее, спрашиваю: «Как ты думаешь, в Lost, то есть в знаменитом сериале «Остаться в живых», кого я озвучиваю?» Она смотрит с сомнением: «Негра? Или Джонни? Не-ет, Джонни хороший... А-а! Такого маленького, лысого?» И потом с мольбой, полушепотом: «Ну кого же, кого?!» И я, как школьник, полушепотом: «Соера, то есть Джоша Холлоуэя».

Никогда ни до, ни после на меня не смотрели таким взглядом. Бедная девочка пыталась осознать «предательство» ее кумира, в которого влюблены все или почти все ее подруги! Где у него внутри спрятался этот нелепый папаша? Я наблюдал нешуточное потрясение и ощущал себя виноватым. После съемок она подошла ко мне и доверительно произнесла: «Я никому не скажу». Спасибо, дитя. Вот так рождаются жены декабристов.

В созвучии с собой

Умение звучать так, чтобы голос вызывал положительные эмоции слушателей, актуально во все времена. В прошлом веке писатель Скотт Фицджеральд восхищался тем, как умела подать свой голос одна из его героинь: «Была в нем и напевная властность, и чувственный призыв «услышь и приди», слышались в нем отголоски буйного веселья и шальной радости, и, главное, обещания еще более неземного блаженства, ожидающего в недалеком будущем»4.

Выработать в голосе магнетизм и харизму — все чаще об этом заботятся участники сегодняшних социальных сетей: тем, кто выкладывает в своих аккаунтах записи вечеринок и других мероприятий со своим участием, важен эффект, который их выступления производят на окружающих. «Другой современный заказчик харизматичных голосов — это крупные компании, которые присылают своих топ-менеджеров на тренинги: им важно, как звучат их главные представители в общении с партнерами», — рассказывает Лариса Соловьева.

Но можно ли прийти в созвучие с собой только при помощи упражнений? 32-летней Людмиле пришлось обратиться к психологу. Она работала в большой компании и буквально не могла заставить себя взять слово на совещаниях — звук собственного голоса казался ей невыносимым. Размышляя над этим в ходе консультаций, Людмила постепенно поняла, что... чувствует себя недостойной занимать собственную должность. Работая над голосом, осанкой, дыханием, а также над психологическими причинами такой невысокой самооценки, она смогла вновь обрести уверенность в своем профессионализме.

«Многие мне потом признавались, что им было трудно меня узнать», — с улыбкой вспоминает она. Ведь обрести собственный голос, привести его в соответствие со своим «Я» означает также восстановить внутреннюю гармонию, по-настоящему стать собой.

Три упражнения, чтобы обрести свой голос

1. Вы думаете, что он вам не походит

Сложите левую руку лодочкой, ладонь напротив левой ушной раковины — это ваша телефонная трубка. Поднесите правую руку ко рту — это ваш микрофон. Теперь сделайте вид, что вы тестируете звук: посчитайте громким голосом, изменяя тембр; произнесите несколько букв; проартикулируйте несколько слов, проверяя звучность. Делайте это упражнение 5–10 минут в день в течение 10 дней. Осознавая свой голос таким, как его слышат другие, вы сможете играть его тембром.

2. Вам кажется, что он не отражает вашу идивидуальность

Встаньте босиком, слегка расставьте ноги, опустите руки. Закройте глаза и сконцентрируйте внимание на стопах. Дышите медленно и глубоко, не делая пауз между вдохом и выдохом. Спокойно повторите несколько таких циклов дыхания. На выдохе, без усилий, расслабив нижнюю челюсть, начните петь звук «а» — так, как для вас это будет самым естественным. Почувствуйте, как этот звук вибрирует в ваших челюстях и голове.

Когда найдете «свое» звучание, пойте следующие слоги на каждом выдохе: «ма», «мэ», «ми», «мо», «мю», «ме», «му».

Постарайтесь добиться, чтобы каждый звук резонировал во всем теле. Повторите это упражнение 10 раз. Пение «всем телом» поможет вам обогатить тембр вашего голоса, наполнить его тем, что вы есть.

3. Вы считаете, что он не доходит до окружающих

Громко читайте какой-нибудь текст (5–10 минут в день), пропуская согласные, чтобы ощутить их важность.Эти буквы работают как трамплин, позволяя гласным вибрировать; так пальцы заставляют звучать гитарные струны. Например, «тренировка для моего голоса» превратится в «еиоа а оео ооа». Затем сразу же снова прочтите текст, на этот раз чеканя согласные. Благодаря этому упражнению ваш голос будет больше насыщен вибрациями. Он наберет силу, и другим будет легче вас понимать.


Об эксперте: Филипп-Николя Мело, преподаватель вокала

1 D. Le Breton. Éclats de voix. Une anthropologie des voiх (Métailié, 2011).

2 Ф. Федье. Голос друга (Издательство Ивана Лимбаха, 2010).

3 Ф. Заседателев. Научные основы постановки голоса (Либроком, 2011).

4 Ф. С. Фицджеральд. Великий Гэтсби (АСТ, Астрель, 2011).