Как поддержать первоклассника: разговор по душам

— Почему бы нам не рассказать, что у нас было хорошего и интересного сегодня? — предлагаю я детям, которые ждут сказку на ночь. В руках я держу голубого слона. Он будет переходить из одних теплых ладошек в другие и слушать все, что накопилось за день.

— Не будем забывать и о том, что нам сегодня не очень понравилось. Давайте я начну.

Я рассказываю свою версию сегодняшнего дня. Удивительно — мы почти все время были вместе, а впечатления у каждого свои.

Дочь поведала тайны дворовой игры — те, что раньше договорились хранить под грифом «секретно». Поделилась, что ей не очень-то нравится преподаватель (и вовремя — теперь я знаю, что с этим делать). Сын совершенно забыл, как утром радовался подарку. Я же отметила, что мне понравилась сказка, которую он сегодня придумал.

Этот ритуал появился в нашей семье, когда старшая дочь пошла в школу. Я как педагог понимала, что ее адаптация в новом качестве очень сильно зависела и от качества нашего общения. А оно вместо доверительно-глубокого становилось все более формально-дружественным.

Часто мамы, особенно с несколькими детьми, интересуются только тем, как «накормить-одеть-постирать». Это понятно: быт затягивает, сил на семью и качественное общение остается все меньше. В какой-то момент ниточка понимания между родителями и детьми начинает рваться.

Важно установить очередность и не перебивать, пока кто-то не закончил. Можно использовать игрушку — говорит тот, у кого она в руках

Лично мне на помощь пришли голубой слон и наш новый ритуал. Периодически в обсуждение включаются и другие члены семьи. И я с радостью наблюдаю, как:

  • дети учатся видеть ситуацию с разных сторон: не всегда то, что хорошо для одного, точно так же в плюс для другого;
  • повышается градус доверия. Даже если родители весь день были на работе, такого качественного общения вечером достаточно, чтобы не потерять связь;
  • дети осваивают рефлексию, учатся пересказывать события. Впоследствии в школе им очень пригодятся эти навыки.

Чтобы вечерний разговор дал такие результаты, нужно следовать простым правилам:

  1. Включаться в обсуждение наравне с детьми. Рассказывать о своих удачах и неудачах — конечно, учитывая возраст ребенка.
  2. Не давать оценок заключениям ребенка («Ну разве это хорошо?!»).
  3. Отмечать успехи детей. Например, фраза: «Мне понравилось, какие красивые буквы у тебя сегодня получилось написать» способна мотивировать ребенка учиться старательнее.
  4. Установить очередность и не перебивать, пока кто-то не закончил. Можно использовать небольшую игрушку — говорит тот, у кого она в руках.
  5. Не забывать проводить обсуждения регулярно, и тогда уже через неделю дети сами напомнят о том, что пришло время собраться и обсудить прошедший день.

Этот нехитрый вечерний ритуал поможет ребенку проговорить случившееся за день, осознать свои чувства и почувствовать поддержку родителей и старших детей.

Мария Швецова

Об авторе

Мария Швецова — педагог, игропрактик, специалист по техникам эффективного обучения, автор и ведущая курса для родителей школьников по поддержанию мотивации к обучению. Подробнее на ее странице.