Шарль Пепен
Эксперт каналов французского телевидения «Франция-3» и «Канал+», обозреватель Transfuge и Psychologies.
alt

Поиск новых примеров для подражания стал приметой нашего времени. Где их искать: быть может, среди наших политиков? Боюсь, не найдем. Как насчет бизнесменов? Тоже сомнительный пример образцового поведения, особенного с точки зрения морали.

Складывается впечатление, что идея поиска авторитетов сама собой разумеющаяся. Словно в период кризиса нам просто не выжить, если мы не найдем достойные примеры для подражания. Но разве сейчас нам не гораздо актуальнее разбудить наши собственные творческие возможности, нежели наше умение воспроизводить уже кем-то созданное? Главная трудность заключается в самом понятии идеала – под предлогом напомнить очевидное предлагается спорная концепция, суть которой такова: мы развиваемся только в том случае, если следуем хорошему примеру. Трудно найти более неоднозначное утверждение.

На самом деле перед нами встреча двух разных философских школ. С одной стороны, Платон, для которого подражание идеалу тщетно и является лишь слабым отблеском вечных идей. Платону вторят Кант и Ницше: подражание препятствует развитию талантов человека, его неповторимости. Оба философа оперируют понятием образцовость, но вкладывают в него значение отличное от Платона: Кант говорит об образцовости/исключительности художественного гения как об образце для подражания, который способен вдохновить многих, оставаясь при этом неповторимым. Для Ницше образцовость сверхчеловека проявляется в масштабе той мечты, которую он дает людям. Сам он при этом не становится идеалом. Если следовать этой логике, мы, без сомнения, нуждаемся в авторитетах: нам нужно найти новую образцовость.

С другой стороны, Аристотель и Фрейд. Они говорят о том, что подражание как самоидентификация может способствовать внутреннему росту человека. Согласно Фрейду, я становлюсь самим собой по мере того как я познаю себя, общаясь с разными людьми. По мере знакомства с собственной индивидуальностью я осознаю, что совершенно не являюсь тем человеком, с которым я себя отождествлял.

Таким образом, если и существует дискуссия о подражании как о благе для внутреннего роста человека, понятие нравственный образец является, конечно, абсурдом: никто не может стать нравственной личностью, cлепо копируя образцы нравственного поведения. Стать нравственным значит укоренить в своей душе и сознании понимание добра и зла, не прятаться от своей совести в тот момент, когда вас разрывает между желанием сделать благо для другого и соблюсти свои интересы.

Речь идет о проверке на прочность той внутренней автономии, в которой Кант видел фундамент нравственного поведения человека. Эта идея противоположна концепции подражания хорошему примеру. А еще можно задать себе вопрос о пользе ненравственного, необразцового поведения: быть может, его проявления станут тем резким, но спасительным толчком, который разбудит нашу дремлющую совесть?