Почему пожары в Лос-Анджелесе трогают нас за 10000 километров?

Ford Thunderbird, припаркованный у сгоревших домов в районе Палисейдс в Лос-Анджелесе, Калифорния

Фото
Getty Images

Лесные пожары начались в Калифорнии утром 7 января, и сочетание сильного ветра с сухой погодой сделало скорость их распространения феноменальной. Регион в последние годы на фоне глобального потепления стал засушливым, и 2024–2025 гг. не стали исключением: с 1 октября в центре Лос-Анджелеса выпало всего 0,4 см осадков при среднем показателе 11,7 см. Климатический кризис в этом регионе планеты особенно заметен.

Огонь охватил районы Малибу, Санта-Моника, Голливудские холмы и Пасифик-Палисейдс. Все эти локации — излюбленные места проживания знаменитостей, но громкие имена не должны сбивать с толку: население здесь исчисляется сотнями тысяч. Региональный администратор федерального агентства по управлению чрезвычайными ситуациями (FEMA) Роберт Фентон-младший заявил, что приказы об обязательной эвакуации действуют в отношении 360 тысяч человек, его цитирует «РИА Новости». По информации на утро 12 января, число погибших достигло 16 человек.

«Все достаточно печально. Люди носят маски и стараются не выходить из дома. Уровень [загрязнения] воздуха сегодня у нас превышал допустимый в несколько раз, на улицу нельзя было выходить. Везде стоял смог, воздух был коричневого цвета, везде пыль и сажа. Запах дыма был достаточно сильный, но сейчас ветер утих и стало меньше», — рассказал накануне россиянин Егор Ушков, живущий в Голливуде, в интервью «Газете.ру».

Пожарные службы Калифорнии рассчитаны на тушение одного-двух крупных пожаров, но катастрофу такого масштаба они остановить не в состоянии. Причиной возгорания же считают оборванный провод: утверждается, что его обнаружили на башне, которая была связана с линией электропередачи (ЛЭП) Eagle Rock Sylmar.

1/3
Фото:
Getty Images

По данным СМИ, без своих домов остались многие знаменитости: Бен Аффлек, Том Хэнкс, Стивен Спилберг, Риз Уизерспун, Майкл Китон, Энтони Хопкинс, Джейми Ли Кертис, Билли Кристал, Пэрис Хилтон. Из зоны пожара срочно эвакуировался также певец Алексей Воробьев, исполнитель роли Геши Козодоева в новогоднем ремейке «Небриллиантовая рука». Сгорел и особняк Хантера Байдена, сына действующего президента США.

Пэрис Хилтон записала видео, в котором показала остатки сгоревшего дома:

«Стою на том, что раньше было нашим домом — и мои чувства не описать. Стоя здесь и видя все своими глазами, чувствую, что мое сердце разбилось на миллион кусочков. Этот дом был не просто местом для жизни, он был местом, где мы мечтали, смеялись и создавали самые прекрасные семейные воспоминания. Это было место, где творили маленькие ручки моего сына Феникса, где любовь и жизнь заполняли каждый уголок. Увидеть, как это превращается в пепел, — ужасно, не передать словами», — цитирует StarHit плачущую 43-летнюю наследницу многомиллионной империи.

Вирусным вчера стал кадр с Беном Аффлеком, который наблюдает за горящими домами (включая собственный) из машины во время эвакуации.

Почему пожары в Лос-Анджелесе трогают нас за 10000 километров?

Бен Аффлек смотрит на пожар в своем районе

Фото

Соцсети

Почему россиян так заинтересовали пожары на другом конце света?

Главный редактор Psychologies.ru

Причин, по которым мы пристально наблюдаем за чужими на первый взгляд трагедиями, обычно бывает несколько — и работают они все в совокупности.

Во-первых, это вполне естественная эмоциональная реакция, заложенная в нас эволюционно. Эмоция, запускающая любопытство, может меняться от человека к человеку. Один, следя за новостями о пожарах в Калифорнии, переживает страх за собственную жизнь и безопасность. У другого включается эмпатия: «как же, наверное, тяжело людям в такой ситуации», «как здорово, что из огня в Палисейдс спасли милого котика». Третьи могут так реализовать собственное злорадство: так, мол, и надо этим американцам, пусть и богатые «звезды» почувствуют, каково остальным.

Любая реакция по-человечески нормальна, хотя к последней, безусловно, есть этические вопросы

Во-вторых, огромную роль играет поп-культурный эффект. Вспомните, как в 2019 году горел Нотр-Дам, и это тронуло многих, в том числе в России: мы все читали Виктора Гюго, смотрели знаменитый мюзикл, гуляли — кто-то буквально, а кто-то в воображении — по улочкам Парижа. Нотр-Дам стал частью нашей культурной идентичностью — как стали ею и окрестности Лос-Анджелеса, хорошо знакомые по сериалам и фильмам со времен «Бульвара Сансет» Билли Уайлдера (1950 год). Бульвар, к слову, тоже сгорел дотла.

И в-третьих, не лишним будет напомнить, что мы живем в «обществе спектакля», описанном и во многом предсказанном французским философом Ги Дебором. Жажда зрелищ и желание «подглядывать» движут нами сильнее, чем нашему идеальному «Я» хотелось бы. Стоит затихнуть одному страшному спектаклю, наш блуждающий по Сети взгляд ищет другой — и, конечно, находит, ведь времена сейчас неспокойные, а соцсети позволяют моментально узнать, что происходит в другом полушарии.

Какой бы ни была первопричина внимания к калифорнийским пожарам, важно помнить: каждого трогают разные вещи, каждый проживает свои психологические процессы

Нет ничего предосудительного в том, чтобы проигнорировать ту или иную громкую новость, как нет и ничего постыдного в том, чтобы расплакаться, посмотрев на печального Бена Аффлека, за пару дней потерявшего и брак, и дом.