4 практики, которые помогут воспитать осознанного ребенка
Фото

Unsplash

Почему дети не обращаются к внутреннему миру

Cовременные дети все меньше способны сосредоточиться, стремятся получать лишь новые вещи и впечатления, которые, впрочем, вскоре перестают их увлекать… Это описание может показаться чересчур негативным, хотя детские психологи, педагоги и родители ежедневно отмечают, что в целом оно соответствует действительности.

Что тому виной? Само устройство нашей (а значит, и их) сегодняшней жизни — общественной, семейной, школьной, в которой мы почти всегда отдаем приоритет нашим внешним занятиям в ущерб тому, что происходит у нас внутри. Родители, стремясь ускорить развитие своего ребенка, с раннего возраста включают его в режим перегрузок.

«Большинство детей сейчас живут словно вне собственного „Я“, — отмечает Жак де Кулон. — И в школе, и дома они беспрерывно переходят от одного вида деятельности к другому, не уделяя ни минуты себе самим. Внешние стимулы заполоняют все их внутреннее пространство!»

Философ и педагог обеспокоен происходящим, ведь в наши дни все больше детей страдают расстройствами внимания

Детям, чрезмерно ориентированным на внешний мир, грозит и более серьезная опасность: они гораздо легче становятся жертвами всевозможных зависимостей. Если ребенок слишком сильно поддается внешнему влиянию, он не в состоянии гармонично развивать свой внутренний мир. А ведь именно за счет внутренних ресурсов своей личности он учится быть самостоятельным.

«Внутренний мир — это не абстракция, это наша реальность, необходимое условие нашего развития, — уточняет Жак де Кулон. — Это то душевное пространство, которое позволяет ребенку оставаться наедине с собой, не страдая при этом от скуки или тревоги. В нем он творит, фантазирует, чувствует, размышляет и учится на протяжении всей жизни, как уникальная и осознающая себя личность».

Педагог напоминает: воспитание должно направлять ребенка к самостоятельности, готовить к свободе. «Наше общество потребления ориентировано на результат, оно побуждает человека в основном к двум действиям: „иметь“ и „делать“. Большинство преподаваемых в школе предметов оставляют без внимания как тело, так и воображение ребенка — то, что, собственно, и есть он сам. Поэтому именно родителям стоит ежедневно заботиться о развитии его внутреннего мира».

Как помочь ребенку познать себя

1. Видеть пример

«Как родители могут показать ребенку важность его внутреннего мира, если сами они ориентированы исключительно на мир внешний?» — ставит вопрос Жак де Кулон. Жизнь современной семьи идет на фоне сменяющих друг друга телепрограмм, под разговоры материального плана (работа, досуг, приобретения); гости приходят и уходят, но на более глубокое общение времени не остается.

В такой обстановке нам трудно прикоснуться к собственному «Я»

Ребенку надо научиться получать удовольствие от времени, которое он проводит наедине с собой, в покое. А также от занятий, которые расширяют его внутреннее пространство: он может мечтать, читать, слушать музыку, рисовать или просто сидеть, ничего не делая. Но для этого необходимо… чтобы его родные регулярно и с удовольствием проводили время таким же образом!

2. Осознать свое тело

«Когда человек живет вне собственного тела, он теряет связь с собой, — подчеркивает Жак де Кулон. — За партой или перед экраном компьютера дети отключены от своих телесных ощущений». В результате они усваивают информацию лишь интеллектуально.

Ущербны и те виды досуга, в которых тело используется механически, как инструмент для получения результата

«Вот почему параллельно с традиционными физическими упражнениями и играми, в которых надо победить, детям стоит предлагать и такие, где задействован любой из пяти органов чувств, — советует Жак де Кулон. — Можно ходить босиком, месить руками тесто, слушать с закрытыми глазами музыку, вдыхать приятный аромат, не спеша пробовать фрукты…»

Поэтому, прежде чем садиться за уроки, ребенку можно предложить посидеть минуту-другую с закрытыми глазами, прислушиваясь к своему дыханию и ощущениям собственного тела. Вступая в контакт со своими телесными ощущениями, ребенок знакомится с собой, начинает воспринимать себя как активное действующее лицо и доверять себе.

3. Развивать воображение

«Не стоит считать телевизор источником всех бед — просто вспомним, что картинка приковывает, а слово освобождает», — советует Жак де Кулон. Ребенок может послушать сказку с закрытыми глазами, смастерить маскарадный костюм, придумать сказочных персонажей, вслушаться в музыкальный отрывок…

Все эти занятия, если регулярно уделять им внимание (в выходные или на каникулах), превращают его из заурядного потребителя досуга в создателя новых образов и миров

Сила его воображения позволит ему уходить от скуки или чувства тревоги, когда он окажется в одиночестве, а значит, защитит и от зависимостей. Активное воображение делает ум гибким и пытливым — ведь оно раздвигает границы известного нам мира, позволяет делать открытия, изобретать.

Но чтобы выражать себя, творить свободно и с удовольствием, ребенок должен чувствовать, что эти виды деятельности предлагаются ему не ради «совершенствования его навыков» и, следовательно, оценка ему не грозит. Делать то, что ты сейчас делаешь, с удовольствием — это лучшая стратегия.

4. Позволить себе праздность

В сегодняшней жизни господствует культ деятельности. Мы далеко ушли от философа Мишеля Монтеня, который считал, что праздность — «не только естественное, но и самое блистательное из занятий».

Уже с первых лет жизни наши дети в этом смысле подвергаются сильному давлению, особенно со стороны родителей

«Мы забываем о том, что за прессингом по логике вещей следует депрессия», — предупреждает Жак де Кулон. Он напоминает: чтобы выстроить свою личность и стать самостоятельными, детям жизненно необходим опыт недеяния. Родителям, взрослым не стоит перегружать детей, пичкая их активным досугом наряду со школьными заданиями… с одной лишь целью — уменьшить собственную тревожность.

Скучать, бродить без дела, о чем-нибудь мечтать — все эти варианты «безделья» на самом деле продуктивны. Тело и ум расслабляются, отдыхая от внешних стимулов. Не получая информации извне, ребенок переживает опыт «отдельности», отделенности от внешнего, а следовательно, и независимости, опыт иногда трудный, но необходимый. Именно в эти свободные, ничем не заполненные моменты он может вступить в контакт со своими истинными потребностями и желаниями, а не их заменителями.