Правильное воспитание: меньше контроля, меньше школы и меньше запретов

Швейцарский психотерапевт, в отличие от многих других авторов, из своей собственной терапевтической практики знает страхи многих отцов и матерей. Им кажется, что они недостаточно хорошо и внимательно воспитывают своего ребенка, чтобы спокойно существовать в нашем «неолиберальном обществе».

Аллан Гуггенбюль в книге «Для моего ребенка — все самое лучшее. Как мы лишаем наших детей детства» предлагает матерям и отцам проявить мужество и настойчиво выступает за право детей на игровое детство и спонтанную, хаотичную юность, в которой им разрешено пробовать себя и совершать ошибки.

Он настаивает на ослаблении контроля и говорит взрослым: меньше школы, меньше запретов, больше свободного пространства, больше благожелательного родительского пренебрежения и больше бесцельного «блуждания» ребенка. Ведь родители, как бы им ни прискорбно было это читать, вовсе не обязательно лучше своего ребенка знают правильное решение для его будущей жизни.

«Подростки больше не хотят, чтобы их будущее формулировалось и строилось взрослыми, они хотят проектировать его самостоятельно», — пишет автор.

Детская несвобода

Что будет с детьми, у которых сейчас есть все? Станут ли они самодовольными эгоцентриками или беспомощными взрослыми? Прежде всего, следует опасаться их несостоятельности, убежден психотерапевт.

«Вы оказываете детям медвежью услугу, когда устраняете любые препятствия на их пути и постоянно удовлетворяете все их потребности. Они начинают чувствовать, что окружающая среда должна выполнять их желания, и несправедливо, если этого не происходит. А жизнь ведь может быть жесткой и противоречивой».

Но разве за феноменом «родителей-вертолетов» (этот термин родился как образ вечно кружащихся над чадом мам и пап) не стоит попытка оградить ребенка от этого несправедливого мира? Ясно, что родители хотят лучшего для своего дитя.

Число детей в семьях сократилось, а возраст родителей увеличился. Возрастные родители больше боятся за детей — это факт. Ребенок-одиночка рискует превратиться в эмоционально заряженный проект. К тому же, у таких родителей больше времени на ребенка, и это нередко выходит для него боком.

Дети перестали свободно играть на улице. Их мобильников хватает для контакта со сверстниками. Путь до школы теперь осуществляется услугами «мама-такси». Качели и горки на детских площадках заполнены малышами, которые постоянно находятся под контролем родителей или нянь.

Досуг ребенка — от дошкольника до выпускника — жестко организован, любая шалость или подростковый эксперимент сразу же становится социально неприемлемыми и трактуются как патология и даже психическое расстройство.

Но тогда возникает вопрос: сколько свободы нужно ребенку и сколько заботы? Где золотая середина? «Детям нужны воспитатели, на которых они могут положиться, — убежден Аллан Гуггенбюль. — Однако им не нужны взрослые, которые навязывают им различные программы. Пусть дети сами выбирают свои интересы».

Правильное воспитание: меньше контроля, меньше школы и меньше запретов

Труд, а не только учеба

Что нужно детям, чтобы быть счастливыми? По мнению Аллана Гуггенбюля, им нужна любовь. Много любви и принципиальное принятие со стороны родителей. Но им также нужны чужие люди, которые будут общаться с ними и постепенно вводить в мир. И здесь важную роль играет школа. Однако и тут у психолога есть оговорки.

Учиться нужно, но делая перерыв на другие полезные занятие. Детский труд? Это было бы решением! — постулирует цюрихский психотерапевт. «Начиная с девяти лет выпускайте газеты один раз в неделю, вместо того, чтобы посещать школу. И так — в течение нескольких месяцев». Это расширит возможности ребенка.

Можно задействовать его на складских работах, работе в поле или в мелких коммерческих делах — например, подработка в магазине при выкладке товара на стеллажи, помощь на кассе, услуги по уборке и консультации для покупателей. Рестораны предлагают множество возможностей заработать.

Заработная плата, по мнению автора книги, не должна соответствовать уровню взрослых, но с точки зрения ребенка она должна быть существенной. Гуггенбюль убежден, что это обеспечит детям осознание реальной ответственности и эффективности во взрослом мире.

Однако проблема с книгой Гуггенбюля, а также со многими аналогичными «учебниками по воспитанию», в том, что ее выводы применимы только к части населения, считают критики. Глядя на полки в книжных магазинах, можно подумать, что контроль и поощрение европейских родителей представляют собой огромную социальную проблему.

В действительно все далеко не так. Гораздо более острый вопрос состоит в том, что, например, в Германии 21% всех детей постоянно живет в нищете. В Бремене и Берлине каждый третий ребенок беден, даже в богатом Гамбурге каждый пятый ребенок живет за чертой бедности. А какой будет подобная статистика, если посмотреть на Россию?

Дети, живущие за чертой бедности, постоянно пребывают в психологическом стрессе, стесненных жилищных условиях, у их родителей нет денег на здоровое питание, образование, хобби и отпуск. Им точно не грозят избалованность и потакание капризам. Было бы неплохо, если бы советчики среди детских и подростковых психотерапевтов посвятили свое время и внимание и этой стороне детства.