Желание помочь другим может принимать разные формы. В некоторых случаях неравнодушие к незнакомому человеку — это уже помощь. Можно отогнать от себя мысль «пусть это сделает кто-то другой» и протянуть руку прохожему, который споткнулся на тротуаре. Помочь сориентироваться тому, кто выглядит потерянным. Сказать проходящему мимо человеку, что у него развязался кроссовок. Все эти маленькие действия значимы, считает профессор психологии Массачусетского университета Сьюзан Краусс Уитборн.
Когда дело касается знакомых и близких, наша помощь может оказаться для них неоценимой. Например, брату нелегко на работе, и мы находим время встретиться за чашкой кофе, чтобы дать ему выговориться и что-то посоветовать. Соседка заходит в подъезд с тяжелыми сумками, и мы помогаем ей донести продукты до квартиры.
А для кого-то это и вовсе часть работы. Сотрудники магазинов получают деньги за то, чтобы помочь покупателям найти нужные товары. Задача медиков и психотерапевтов — облегчить боль, как физическую, так и душевную. Способность выслушать, а затем сделать что-то для помощи нуждающимся, — возможно, одна из самых важных частей их работы, хотя порой весьма обременительная.
Сострадание vs эмпатия
Исследователи, как правило, изучают эмпатию и альтруизм, а не само сострадание. Айно Сааринен и его коллеги из Университета Оулу в Финляндии отмечают, что, в отличие от эмпатии, которая предполагает способность понять и разделить позитивные и негативные чувства других людей, сострадание означает «заботу о страдании других и желание облегчить его».
Сторонники позитивной психологии давно предполагали, что предрасположенность к состраданию должна способствовать благополучию человека, но эта область оставалась относительно мало изученной. Тем не менее финские ученые утверждают, что между качествами, подобными состраданию, и более высокой удовлетворенностью жизнью, счастьем и хорошим настроением определенно есть связь. Подобные состраданию качества — это доброта, эмпатия, альтруизм, просоциальность, а также самосострадание или принятие себя.
Предыдущие исследования сострадания и близких ему качеств вскрыли определенные парадоксы. Например, слишком эмпатичный и альтруистичный человек подвергается большему риску развития депрессии, поскольку «практика эмпатии страданиям других повышает уровень стресса и воздействует на человека негативно, в то время как практика сострадания влияет на него позитивно».
Представьте, что ответивший на звонок консультант вместе с вами начал злиться или расстраиваться из-за того, как ужасна эта ситуация
Иными словами, чувствуя боль других, но не делая ничего для ее облегчения, мы фокусируемся на негативных аспектах своего собственного опыта и можем испытывать бессилие, тогда как сострадание предполагает, что мы оказываем помощь, а не просто пассивно следим за страданиями окружающих.
Сьюзан Уитборн предлагает вспомнить ситуацию, когда мы обращались в службу поддержки — например, своего интернет-провайдера. Проблемы с соединением в самый неподходящий момент могут основательно вывести из себя. «Представьте, что ответивший на звонок консультант вместе с вами начал злиться или расстраиваться из-за того, как ужасна эта ситуация. Едва ли он будет в состоянии помочь вам решить проблему. Впрочем, такое вряд ли случится: скорее всего, он задаст вопросы для диагностики проблемы и подскажет варианты ее решения. Когда связь удастся наладить, самочувствие улучшится и у вас, и, скорее всего, у него, ведь он испытает удовлетворение от хорошо проделанной работы».
Долгосрочные исследования
Сааринен с коллегами досконально изучили связь сострадания и благополучия. В частности, они использовали данные национального исследования, которое началось в 1980 году с 3596 участников, молодых финнов, родившихся между 1962 и 1972 годами.
Тестирование в рамках эксперимента проводилось трижды: в 1997, 2001 и 2012 годах. К моменту финального тестирования в 2012 году возраст участников программы был в интервале от 35 до 50 лет. Долгосрочное наблюдение позволило ученым отслеживать изменения уровня сострадания и показателей ощущения благополучия участников.
Чтобы измерять сострадание, Сааринен с коллегами использовали сложную систему вопросов и утверждений, ответы на которые в дальнейшем систематизировались и анализировались. Например: «Мне приятно видеть страдания моих врагов», «Мне приятно помогать другим, даже если они плохо со мной обращались» и «Я ненавижу смотреть, как кто-то страдает».
Сострадательные люди получают больше социальной поддержки, поскольку поддерживают более позитивные паттерны общения
Меры эмоционального благополучия включали шкалу утверждений, таких как: «В целом я чувствую себя счастливым», «У меня меньше страхов, чем у других людей моего возраста». Отдельная шкала когнитивного благополучия учитывала воспринимаемую социальную поддержку («Когда мне нужна помощь, друзья всегда ее оказывают»), удовлетворенность жизнью («Насколько вы довольны своей жизнью?»), субъективное здоровье («Каково ваше здоровье по сравнению со сверстниками?») и оптимизм («В неоднозначных ситуациях я думаю, что все решится наилучшим образом»).
За годы исследования часть участников сменилась — к сожалению, это неизбежно происходит при таких долгосрочных проектах. Дошли до финала преимущественно те, кто был старше на момент начала проекта, не бросил учебу и происходил из образованных семей более высокого социального класса.
Ключ к благополучию
Как и предсказывали ученые, у людей с более высоким уровнем сострадания сохранялся высокий уровень аффективного и когнитивного благополучия, общей удовлетворенности жизнью, оптимизма и социальной поддержки. Даже субъективные оценки состояния здоровья у таких людей оказались выше. Эти результаты дают основание полагать, что умение слушать и готовность помочь — ключевые факторы, способствующие поддержанию личного благополучия.
Во время эксперимента ученые отметили, что сострадательные люди и сами, в свою очередь, получали больше социальной поддержки, поскольку «поддерживали более позитивные паттерны общения. Подумайте о людях, рядом с которыми вам хорошо. Скорее всего, они умеют сочувственно выслушать и потом пытаются помочь, а еще, кажется, не питают неприязни даже к неприятным людям. Возможно, вы не захотите завязать дружбу с проявившим сочувствие сотрудником службы поддержки, но уж точно будете не против получить именно его помощь в следующий раз, когда у вас возникнут проблемы».
«Способность к состраданию дает нам ключевые психологические преимущества, которые включают в себя не только улучшение настроения, здоровья и самооценки, но и расширение и укрепление сети друзей и сторонников», — резюмирует Сьюзан Уитборн. Иными словами, ученые все-таки доказали научно то, о чем давно пишут философы и что проповедуют сторонники многих религий: сострадание к другим делает нас более счастливыми.
Об авторе: Сьюзан Краусс Уитборн — профессор психологии Массачусетского университета, автор 16 книг по психологии.