О том, что у одаренности наследственная природа и она «способна реализовать себя или систему собственных целей», заявил в начале XX века немецкий психолог Вильям Штерн. Можно сказать, она подобна саморазворачивающейся программе.
Согласно этой гипотезе, ребенок с художественными задатками сам, без усилий родителей, потянется к мелкам и краскам, а с математическими — будет легко решать хитроумные задачи. Так часто и происходит. Что, к сожалению, не гарантирует успеха в будущем.
Исследования, описанные в книге Джоан Фриман «Одаренные жизни: что происходит, когда одаренные дети растут», показывают: только 3-5% одаренных детей реализуют свои задатки во взрослом возрасте. Что же нам мешает? Где сбоит «программа»?
«Для того чтобы творческая личность могла сама пробить дорогу, не только осуществить свои замыслы, но и получить признание, у нее должно быть сильное «Я», то есть умение быть верным себе, отстаивать «собственное» перед миром, — объясняет возрастной психолог Галия Нигметжанова. — Это готовность следовать своей линии, выдерживая ошибки и поражения».
Наше «Я» всегда выстраивается в контакте с кем-то (родителями, учителем, тренером), кто к нам внимателен, кто дает нам справедливую обратную связь и учит преодолевать трудности. И если наше «Я» окрепло, то, вырастая, мы находим (часто интуитивно) круг единомышленников, в котором проявляем свои способности и рано или поздно становимся заметными.
Но как бы мы ни были талантливы, никто не поручится, что наша дорога будет прямой (скорее, не будет), а признание — своевременным и соразмерным масштабу дарования.
Трудность и непредсказуемость этого пути тормозят многих из тех, у кого слабое «Я»: кому недостает веры в себя, упорства, умения двигаться к цели и достигать результата.
Поэтому учить ребенка доводить до завершения те дела, которыми он увлечен, подбадривать, помогать презентовать проекты перед аудиторией — это как раз те задачи, на решение которых стоит нацеливаться родителям.
«При этом важно следовать за ребенком и его интересами (иногда переменчивыми), а не «прокачивать» конкретные навыки, пренебрегая его потребностями и внутренней логикой развития, — предупреждает Галия Нигметжанова. — Иначе вырастает амбициозный взрослый, у которого стремление к успеху подменяет радость творчества и довольно быстро происходит выгорание».
Позвольте ребенку заниматься тем, что доставляет ему удовольствие. Справляясь с неудачами и накапливая маленькие победы в разных областях, он убеждается, что его «Я» может быть представлено перед другими, обретает стойкость и веру в себя. Что ценно, потому что дорогу недостаточно «пробить» — ее еще предстоит выдержать.
Об эксперте:
Галия Нигметжанова — психолог московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».