Ирина Млодик
Автор книг по детской психологии и психотерапии
Тарас Бульба

Убийство сына — сюжет, повторяющийся во многих мифах, да и в истории. Некоторые отцы поступали так из страха, что сын превзойдет отца и свергнет его c престола (любому отцу предстоит уступить свое место сыну, но с этим непросто смириться!), другие, как Иван Грозный, совершали убийство в психопатическом припадке или по неосторожности.

Но знаменитый казак из гоголевского эпоса убивает сына обдуманно — за переход в стан врага. Ему трудно принять тот факт, что сын выбрал любовь, а не войну, и ради любви отрекся от того, что дорого его отцу: от Сечи, товарищей, войны, веры.

Как любой герой эпоса, воплощающий в себе непротиворечивый, цельный характер, Тарас не задается вопросами. Он живет в черно-белом мире без полутонов и сомнений. Он сложно переживает потерю власти, как все люди с психопатическими наклонностями.

Пока они сильны и способны подчинять, прогибать и управлять, им нет равных в силе, уверенности и напоре. Они не прощают неподчинения никому, даже собственным сыновьям, или особенно им. У них свои, часто простые и очень жесткие когнитивные конструкции, касающиеся справедливости и морали.

Война — место, где психопатия легко маскируется под геройство и где реализуется безграничная власть над жизнью человека

Убивая сына, Тарас встает над человеческим законом, провозглашая собственный закон: «Я тебя породил, я тебя и убью». Звучит как: «Ты всегда был только моей собственностью, а не отдельным человеком, имеющим право на выбор. Я есть Бог, я тебе дал жизнь, и я забираю ее обратно».

Для кого-то Тарас — герой, мужественно сражающийся за веру, отстаивающий правильные ценности. Но по факту геройского мало: для Тараса мирная жизнь в Сечи невыносима, и поэтому он специально организует очередной поход, в котором погибают оба его сына и он сам.

Война — место, где психопатия легко маскируется под геройство и где реализуется безграничная власть над жизнью человека.

В наше время

Было бы ошибкой думать, что Тарас Бульба навсегда остался в прошлом. Подобный характер и сегодня встречается часто.

Конечно, отцы не могут безнаказанно убивать детей физически. Но подавление личности, требование абсолютной лояльности родительским ценностям, жесткая кара за попытку к «бегству» в свою жизнь, за желание выбрать свой путь, ценности и веру — не редкость.

Они так же бьют или унижают жен (как и Тарас), потому что все женское, чувствующее им кажется слабостью, а слабость опасна, поэтому женское в себе и вовне требуется подавлять.

Поскольку отсутствие сомнений и требование полного подчинения — основная черта «Тарасов», то чаще всего мы встретим их в армии, политике, на руководящих постах. Они рьяно сражаются за то, что считают правильным, и твердо убеждены, что у всех должны быть такие же представления.

А если вы исповедуете и проповедуете иное, вы, конечно же, достойны уничтожения, особенно если входили в круг тех, кого они посчитали своими.