ТикТок vs Шекспир: как воспринимать классику, если привык к шортсам и рилсам
Фото

Midjourney

Меня зовут Ярослав Поляков. Я студент факультета режиссуры Института современного искусства, а также актер «Т.О. Парк Культур». Когда в нашем творческом объединении начали разбирать текст Шекспира, то с течением времени я заметил, что не могу долгое время концентрироваться на тексте. Да, это было актуально и для прошлых проектов, но именно сейчас я заметил «большие последствия».

Во время репетиций в голову постоянно лезли мемы и шутки, а любая пустота стремилась заполниться цитатой из смешного видео или гэгом. Именно после этих ситуаций я начал анализировать поведение своего окружения. Вдруг я не один такой?

Восприятие

Социальные сети, в том числе и ТикТок, достаточно тесно связаны с моими буднями. Разумеется, это оказывает определенное влияние на восприятие окружающего мира. Помимо проблем с концентрацией, есть потребность делить потребляемую информацию на куски, порции.

Я понаблюдал за своими одногруппниками. На одной из лекций мы смотрели немое кино. Вестерн. Буквально через 20 минут аудитория начала наполняться мемами и шутками, отсутствие звукового сопровождения побуждало людей дополнять, комментировать кадры, переделывать смыслы. Нельзя сказать, что это помешало обсуждению после, ведь фильм все запомнили достаточно хорошо, люди даже давали названия эпизодам исходя из комментариев во время просмотра.

Дилемма

Осознав масштаб и глубину проблемы, я решил обсудить ее с преподавателем. Он человек старой закалки, что позволяет ему более четко видеть разницу в восприятии той или иной информации. Выдвинутые мной гипотезы были направлены на то, что многие современные театры постоянно гонятся за вниманием зрителя, нередко извращая контекст произведения. 

Я выразил свой страх и предположил, что в наше время работа режиссера — стимулировать внимание зрителя на протяжении всего времени, постоянно добавляя новые элементы и формы.

Поначалу он соглашался, но в противовес привел примеры из классической драматургии и вечные темы, которые всегда актуальны 

«Есть истории, за которыми даже современные дети наблюдают, как прикованные, пьесы того же Шекспира обладают настолько стройной структурой, что история Ромео и Джульетты не требует постоянных фокусов, она существует сама по себе», — сказал он. 

Это заставило меня переосмыслить сформированную чуть ранее позицию, увидеть сходство. Да, театр должен цеплять, а спектакль должен иметь продуманную режиссуру, но вопрос с концентрацией внимания остается актуальным.

«Фастфуд»

Рилсы и другие короткие видео построены по формату «легкого дофамина», при котором вы фактически бездумно цепляетесь за противоречивую или волнующую информацию. Полагаю, вам встречались заголовки формата «Посмотрев этот ролик, каждый из вас сможет увеличить доход в три раза» и так далее. В подобных видео также присутствует элемент «недоговаривания». Зритель предугадывает конец ролика или вообще пролистывает его, ведь это не сложно. А дальше — бесконечный поток подобного контента. 

Человек постоянно ищет то, что зацепит его с самого начала, будь то внезапная резкая фраза или ролик с котом на половину экрана

Почти в каждом видео — субтитры, что позволяют еще легче его воспринимать. Все это только на руку блогерам, так как обеспечивает «досматриваемость» контента. Но влияет ли это на его осмысленное усвоение? Как мне кажется, нет.

Для того, чтобы что-то запомнить, нужна тайна и процесс осмысления после прочтения или просмотра. Противопоставить такому контенту можно искусство, которое подразумевает под собой определенную степень концентрации, доверия зрителя.

Полагаю, из вышесказанного вы можете понять, почему ТикТок, шортсы и рилсы настолько популярны, — они «проскакивают» и не усваиваются так, как искусство, не требуют внутренних усилий потребителя. И можно смело сравнивать короткие ролики с фастфудом.

Компромисс

Формат коротких видео заставляет креаторов постоянно бороться за внимание аудитории, что в свою очередь обеспечивает у современного поколения потерю способности концентрировать внимание. Данная тенденция коснулась и театров в том числе. При этом ТикТок добавляет в наши будни элемент игры. А что есть театр, если не игра?

Театр связан с искусством управления вниманием, что позволяет предположить: симбиоз двух феноменов возможен

Если говорить про театр, в котором я работаю, то основная сложность — разобрать необъятное произведение и учесть специфику аудитории. На репетициях чеховского «Вишневого сада» динамика, шутки и аналогии с тиктоковскими мемами и прочим помогают «съесть слона по кусочкам». Убедиться в этом вы сможете на показах 15 и 16 апреля в театре Культурном центре «ЗИЛ».

Мы смогли не только разобрать пьесу большого автора, но и «переварить» ее, и осознать, так что в итоге даже самый привыкший к коротким роликам зритель сможет уловить основную мысль. К тому же наша коллега, драматург, долго и усердно разбирала текст и разбила его на куски — так он воспринимается намного легче. 

Театр сейчас крайне разнообразен и, конечно, будет жить. Есть множество разных направлений, и, если вам что-то не понравилось, мир может предложить сотни других вариантов. Да, спектакль не пролистать, но сколько я знаю примеров, когда в итоге люди осознавали просмотренное, дополняли своими смыслами. И если постановка зацепила и заставила человека думать — стало быть, она усвоилась.  

Что дальше?

Никто из нас не в силах остановить развитие технологий, которые меняют и продолжат менять наш быт. Сейчас люди определенно живут быстрее: еще 10 лет назад одна шутка могла быть актуальной год, а сейчас хватает всего лишь месяца, чтобы она устарела. При этом все, что ранее считалось устаревшим, постепенно возвращается. Подобный фактор идеально описывается фразой: «Все новое — это хорошо забытое старое».

Как же это повлияет на театр?

Скорее всего, мы не сможем избежать тех или иных внедрений гэгов в современные спектакли, которые будут продолжать бороться за внимание зрителя. Но это и не так плохо! Нужно лишь понимать важность баланса в этой борьбе. Ведь всегда есть вероятность как что-то не доделать, так и переборщить.

Нельзя не учитывать специфику зрителя, но и превращать его в маленького ребенка, который должен только смеяться, не следует. Предлагайте ребенку, застрявшему в телефоне, прочитать книгу, но и не забывайте уважать его увлечения.

Всем нам важно учиться размышлять, анализировать, но нельзя отрицать факт: интегрирование нового языка — это феномен, с которым мы уже живем. 

Приглашаем всех 15 и 16 апреля в Культурный центр ЗИЛ на постановку «Вишневый сад»!

Ярослав Поляков
Ярослав Поляков

Студент факультета режиссуры Института современного искусства, актер «Т.О. Парк Культур»