Учителя, дети или родители: кто несет ответственность за школьный буллинг?
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Родители и школьный буллинг

Способствовать решению конфликтов между учениками и учителями может установление личных границ «учитель — родитель — ребенок», чего сейчас, к сожалению, пока не наблюдается. В ряде случаев учителя, может быть, даже были бы и рады помочь детям и родителям, но они очень ограничены в своем административном ресурсе. Я бы сказала, этого ресурса практически нет. В качестве примера могу привести следующую ситуацию. 

В классе появляется ребенок, у которого нет никаких проблем со здоровьем и чья жизнь не отягощена психологическими травмами. Но он является педагогически запущенным, потому что родители выбрали в качестве образца для себя свободный тип воспитания — при нем ребенок не знает практически ничего, кроме своих интересов, которые приоритизируются, а интересы окружающих, в свою очередь, игнорируются. Так, ему не объясняли, что нельзя бить другого человека и нельзя ввязываться в драку в случае конфликта, так как его нужно разрешать мирным путем.

Появляется ребенок, который считает, что ему можно все. В частности, можно демонстрировать проявление своих негативных эмоций абсолютно любым доступным способом. Срывать уроки, бегать по классу посреди занятий, бить одноклассников, чтобы выплеснуть злость, тыкать ручкой кого-то. 

Когда складывается подобная ситуация, учитель очень часто оказывается бессилен

Он должен поддерживать дисциплину на уроках, ему важно найти подход к каждому ребенку, чтобы сделать образовательный процесс доступным для всего класса. Но как можно это сделать, когда надо сработаться с ребенком, воспитанным родителями в условиях полной вседозволенности, считающим, что он может обложить учителя матом или пнуть одноклассника, чтобы сбросить напряжение? Ведь родители часто оправдывают своих детей фразами по типу «Ну что же вы хотите, это ребенок, он не сдержался», «Он еще маленький». 

При родительском потворстве может появиться классный тиран, который бьет детей и наносит им травмы, но которого нельзя отчислить из школы. Формально школа отвечает за жизнь и здоровье ребенка, пока он находится на ее территории, и не заинтересована в поступлении справок из травмпунктов и обращениях родителей в полицию. Поэтому нередко такие конфликты спускаются «на тормозах».

При появлении классного тирана нет других эффективных рычагов воздействия, кроме уговоров родителей

Проблема в том, что не на всех такие уговоры действуют. Родителю, к примеру, удобно недостаточно заниматься воспитанием своего ребенка, ему удобно в силу тех или иных причин все разрешать и оправдывать. И это будет удобно до тех пор, пока за это не будет предусмотрена какая-то серьезная ответственность, Потому что большинство таких родителей комиссии по надзору за несовершеннолетними детьми не воспринимают. 

Будет ли такой опыт столкновения с классным тираном и отсутствия защиты со стороны учителя для ребенка травматичным? Безусловно. Что самое страшное, опыт общения с классным тираном может быть травматичным не только для детей, но и для педагогов, которые могут становиться более закрытыми по отношению к классу. Соответственно, высок риск некорректного поведения со стороны учителей, которые будут срывать злость на других детях после взаимодействия с классным тираном. 

Сложности в борьбе с буллингом: 4 фактора

1. Психологическая помощь

Для профилактики и коррекции буллинга недостаточно двух-трех уроков с психологом, во время которых специалист с детьми нарисуют что-то позитивное, поговорят о хорошем и разойдутся. Работа с буллингом очень кропотливая, тяжелая, достаточно длительная; она требует подключения одноклассников, педагогов, а также родителей тех, кто провоцирует конфликты, и тех, кто является жертвой. 

О работе психологов в этой области сейчас много говорят, но ее специфика предполагает соответствующую квалификацию. К сожалению, высококвалифицированных детских психологов с большим опытом решения проблем, связанных с буллингом, зачастую не хватает.

2. Травля в интернете


Зачастую родителям ребенка, который подвергается травле в интернете, трудно призвать зачинщиков к ответственности — даже если есть скриншоты с оскорблениями, угрозами или чем-то подобным, их может быть недостаточно. Иногда это даже не считается существенным объектом для внимания. Если бы к кибербуллингу относились серьезнее, то агрессор бы боялся возможных последствий для себя или для родителей.

Вместе с тем вопрос кибербезопасности, который связан с травлей в интернете, относится больше всего к родителям. Количество времени, проводимого ребенком в социальных сетях, посещение легальных или нелегальных сайтов, уровень безопасности просматриваемого контента — это все зона их ответственности. Если родитель допускает ребенка к компьютеру или дает смартфон, он берет на себя ответственность за его действия. В том числе и за кибербуллинг с его стороны.

Если ребенок систематически нарушает правила и использует гаджеты, которые ему дали для поддержания связи, для иных целей и вне родительского контроля, то встает вопрос: насколько ему вообще нужен смартфон? Может быть, все же стоит ограничиться кнопочным телефоном? 

3. Количество детей в классе

В классы нередко набирают едва ли не по 40 человек, и, на мой взгляд, такое количество — не норма. Заложниками этой ситуации становятся педагоги, дети и родители. Во-первых, согласно исследованиям, когда в помещении находится свыше 25 человек, у них начинает повышаться уровень кортизола, гормона стресса. То есть сам по себе класс может стать причиной для повышения уровня тревожности и агрессии. 

Во-вторых, большое количество человек в классе усложняет работу учителя — ему трудно реагировать на проблемы всех детей. Из-за этого он делает свою работу ранжированно, отмечая чьи-то проблемы как приоритетные. Ребенок, подвергающийся буллингу, становится замкнутым, и его проблема может просто потеряться. 

4. Юридическая помощь

Хотелось бы, чтобы развивались детские и подростковые центры, где работали бы не только психологи и социальные работники, но еще и юристы. В ситуации, когда родитель и ребенок сталкиваются с какой-то неприятной ситуацией, в частности, с буллингом, им необходима помощь людей, обладающих должным уровнем экспертизы. Важно пояснить, что они могут делать в подобной ситуации, а что делать нежелательно. 

Однако юридическое сопровождение будет полезно и педагогам, потому что родители и дети бывают разными. Может сложиться ситуация, в которой учитель будет бояться родителей ребенка, занимающегося буллингом, если эти родители пригрозят ему адвокатом, Но как бы они себя вели, если бы у учителя, пусть даже и через администрацию, была возможность привлечь к решению вопроса юристов? 

Также важно развивать службы медиации, только не формально — надо уделить внимание практической стороне и научить людей договариваться друг с другом. Не просить формального извинения и возвращаться потом к старым ошибкам, а именно учить слушать и слышать друг друга. 

Видеонаблюдение в классе: за или против?

Я считаю, что учебные классы нужно оснащать камерами и современными звукозаписывающими устройствами. Школа — это то пространство, где должны быть защищены интересы двух сторон: и учителя, и ребенка. И вряд ли педагог будет позволять себе какое-то некорректное поведение, если будет понимать, что за его действиями следят и все может быть записано. 

Некорректное и грубое поведение со стороны учителей возможно не только из-за эмоционального выгорания, оно может возникать по ряду других причин. В первую очередь это профессиональная непригодность. Поскольку у нас нет никакой фильтрации в педагогических вузах, ничто не мешает профнепригодному человеку окончить педагогический колледж или вуз и устроиться работать. А на фоне дефицита кадров администрация будет до конца стараться такие конфликты спускать на тормозах. 

Ученики, которые любят издеваться над учителями, тоже могут быть сдержаны наличием записывающих устройств в классе. Зная о подобных устройствах, дети будут вести себя более сдержанно. А у родителей благодаря такому материалу может поменяться точка зрения на модель поведения. И, конечно, записи с выходками детей могут выступать доказательствами в правоохранительных органах.

У нас очень много в последнее время говорят о правах, а где права — там и обязанности. Должен быть некий паритет, ведь в школьных конфликтах определенную роль играют и учителя, и дети, и родители. Если этот баланс будет соблюден, то, возможно, конфликтных ситуаций будет намного меньше. 

Алевтина Кузьмина
Алевтина Кузьмина

Детский нейропсихолог онлайн-сервиса заботы о здоровье Budu