Замкнутый ребенок: как его раскрепостить (и надо ли)

Что такое замкнутость — особенность характера скромного, стеснительного ребенка или же проявление болезни? С каждым случаем нужно разбираться отдельно. Если вашему ребенку тяжело дается общение с окружающими, не стоит откладывать поход к специалисту — прежде всего, врачу-психиатру — в долгий ящик. Только врач сможет отделить норму от патологии и в случае последней назначить необходимое лечение или реабилитацию.

Увы, многие родители тянут с этим до последнего или беззаботно полагают, что все «само пройдет», и предпочитают не вмешиваться, а наблюдать со стороны. Принять такое решение им иногда помогает и сам ребенок, уверяя взрослых, что с ним все в порядке. К сожалению, в силу незрелости личности ему бывает трудно отделить эту черту от своей личности — проще слиться с ней.

Клин клином?

Многие родители вспоминают поговорку «клин клином вышибают» и отправляют замкнутого ребенка в кружки, где он напрямую сталкивается со своими страхами. Варианта развития событий здесь может быть два. Если у ребенка патология, такой шаг родителей может нанести вред как ему самому, так и тем, кто его будет окружать. А вот в ситуации нормы, когда речь идет об акцентуации характера, это действительно может помочь.

В любом случае делать это надо под контролем психиатра, поскольку при неблагоприятном течении процесса «выбивания клина клином» эта акцентуация может усугубиться или перерасти в расстройство личности.

Так, например, однажды девочку с психофизическим инфантилизмом (характеризующимся задержкой как физического, так и психического развития) по совету специалиста по поведенческой психологии отправили работать — чтобы она стала более самостоятельной, общительной и ответственной. Эффект оказался обратным: еще большая неуверенность в себе, снижение самооценки и отвращение к новому виду деятельности — работе. Этого бы не случилось, если бы родители своевременно обратились к специалисту.

Терапия творчеством

Если замкнутость — не патология, а черта характера, стоит для начала поработать с самооценкой и чувствами ребенка в индивидуальном режиме, затем, при благоприятном развитии событий, в групповом. Например, на ребенка может оказать благотворное влияние посещение театрального кружка: там он может стать более открытым, общительным, смелым, уверенным.

Театр может быть способом творческого самовыражения: актер проживает те эмоции, которые боялся пережить в жизни, и это дает терапевтический эффект. Многие актеры — достаточно замкнутые люди, но на сцене или в кино демонстрируют невероятную открытость и общительность.

Однако прежде чем записывать ребенка в кружок или студию, спросите у него самого, а хочет ли он этого. Постарайтесь понять, сможет ли он продуктивно взаимодействовать с другими членами коллектива. Давить на ребенка ни в коем случае нельзя — так вы только нанесете удар по его самооценке и подорвете уверенность в себе. Можно предложить для начала сходить на одно занятие и послушать, в чем ему самому видится препятствие на пути к этому виду деятельности.

Замкнутый ребенок: как его раскрепостить (и надо ли)

«Заставлять ребенка не нужно — все должно быть по любви»

Александр Федоров, заслуженный артист РФ, основатель, директор и художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера

За всю тридцатилетнюю историю ДМТЮА я помню случая четыре, когда поступать к нам приходили очень замкнутые дети, чьи родители просили помочь — заинтересовать и тем самым раскрепостить ребенка. И мы, конечно, помогали. Потихоньку дети менялись. Иногда может потребоваться год, чтобы ребенок полностью освоился, раскрылся, но результат того стоит.

За годы работы с детьми у нас накопилось много методов, позволяющих снять зажимы. Например, на прослушивании девочка исполняет песню, я даю ей свернутый пиджак, говорю: «Это маленький ребенок. Возьми, баюкай, пой эту же песню как колыбельную». Ребенок начинает думать, как лучше это сделать, втягивается в процесс, забывая о внешней зажатости. Или подхожу и говорю: «Толкни меня!» — и встаю на колени. «Еще толкни, давай подеремся. А теперь басню читай», — вытаскиваю из них эмоции.

При этом я уверен, что ребенка, который пока не готов выходить на сцену, нельзя ломать или заставлять. Я всегда говорю родителям: у каждого свой срок, не торопитесь. А ребятам: родители — ваши лучшие друзья, доверяйте им, ничего не утаивайте, обо всем рассказывайте. Бывает, что дети не хотят в студию, но родителям сказать об этом боятся. В этом случае, конечно, ничего хорошего не выйдет, все должно быть по любви.

«Неплохо бы стать более раскрепощенной, но с другой стороны — это буду уже не я»

Софи Маэда, певица, автор песен, 17 лет

Я интроверт, и это качество стало проявляться довольно рано: я никогда не любила ходить на дни рождения одноклассников, на дискотеки. Предпочитала остаться дома, смотреть сериалы. Участвовать в школьных постановках или читать стихотворение перед классом, даже если в группе всего пять человек, мне всегда было очень тяжело. Но лет в семь-восемь я ходила в театральный кружок, и иногда это было весело. Потом начала писать музыку, но играла ее только самым близким, выступать на сцене и не думала.

Чуть больше года назад я впервые выступила на публике со своими песнями. Сначала было тяжело. Я пошла на курсы актерского мастерства, где меня учили снимать зажимы с помощью криков, прыжков и других приемов. Мне это не очень помогало.

Перед выходом на сцену мне важно быть в хорошей вокальной форме, поэтому я делаю упражнения на артикуляцию, а еще перед каждым выступлением мы с группой много репетируем — это тоже придает мне уверенности. От раза к разу волнения становится все меньше, постепенно я начала получать удовольствие от общения со зрителями. Иногда мне кажется, что неплохо бы стать более раскрепощенной, но с другой стороны — это буду уже не я.

Мне комфортно быть наедине с собой, это позволяет мне концентрироваться на творчестве. Я благодарна родителям, что они не пытались меня сломать, а мягко направляли, позволяли мне самой принимать решения. Я вышла на сцену тогда, когда сама была внутренне к этому готова. Это важно для таких детей, как я.

Александр Пархоменко

Об авторе

Александр Пархоменко — психиатр, психотерапевт, работает с детьми и подростками.