Екатерина Мурашова
Детский и семейный психолог, преподаватель, автор книг

Когда умер дедушка, мы с мужем уезжали на похороны. Вернувшись, не стали обсуждать это с четырехлетним сыном. Несколько месяцев он про дедушку не вспоминал. А недавно увидел на дороге мертвого голубя, сказал, что боится смерти, того, что не станет кого-то из родителей или бабушки. Наверное, нужно обсудить эту тему, но как это сделать правильно?

Варвара, 29 лет

Варвара, ваш сын переживает первый экзистенциальный кризис, который можно так и назвать: «Мама, а ты умрешь?» Этот вопрос означает начало кризиса. Он случается у всех детей, но большинство потом об этом забывают. До этого момента ребенок просто подмечает факты: Барсик умер, бабушки не стало. А потом однажды делает простое, но серьезное обобщение: умрут все.

Вашего сына пугает, что может не стать близких, от которых зависит его жизнь. Как обсудить эту тему? Если вы поведете себя правильно, то кризис разрешится за 20 минут.

Поделитесь с  ребенком своим мировоззрением, расскажите простыми словами, как устроен мир, что происходит после смерти

Причем не столь важно, какое это будет мировоззрение. Если вы христианка, то скажете, что смертно только тело, а душа нет. Вот дедушка сейчас сидит под десницей у Господа, присматривает за своими детьми и  внуком, потому что их любит. Если вы придерживаетесь естественнонаучного подхода, то объясните, что все мы прорастем травкой.

Единственное, чего нельзя делать ни в коем случае, — это врать. Ваш четырехлетний сын поймет, что вы сами не верите в то, что говорите, почувствует ваш страх. А если такая большая мать боится «черной бездны», то детенышу нужно не просто бояться, а  паниковать. Дети, у которых не был разрешен первый экзистенциальный кризис, рискуют вырасти суеверными или угодить в секту. Поэтому так важно говорить о смерти честно.