Татьяна Поддубная
Имеет опыт работы в психиатрии, соматической медицине (аллергология, гинекология, неврология, гастроэнтерология, репродуктивная медицина и др.), наркологии, участвует в международной научной и практической деятельности

Мне 36 лет, но я практически никогда не работала. У меня высшее юридическое образование, но через два месяца после получения диплома я родила сына.

Первые три года о выходе на работу речь не шла, бабушки не помогали, муж был категорически против няни. В три года ребенок пошел в садик, но начал постоянно болеть. Только к шести годам сына я нашла работу, поработала буквально пару месяцев, а потом фирма закрылась. После полугодичного поиска работы решили с мужем рожать второго — так как второй ребенок планировался и мы не хотели большой разницы в возрасте у детей. 

С дочкой ситуация немного поменялась — я стала более активна, сдала на права, решила поменять профессию и окончила IT-курсы. Предполагалось, что отдам дочку в сад на полдня, подучусь — и на работу. Но на второй день сада нас закрыли на карантин… И сад отложился примерно на полтора года… А потом снова началась история с болезнями — один в один как с сыном.

Все это время я стараюсь учиться, но с ребенком, который неделю ходит в сад, а три недели сидит дома, это делать очень сложно. Наступила полная апатия, я уже сама не понимаю: а нужна ли мне работа? Ведь весь дом, дети все равно на мне. Муж зарабатывает более чем достаточно, и острой необходимости в моей зарплате семья не испытывает, но я боюсь навсегда застрять дома… И в то же время есть страх, что и работу, и дом я не потяну.

Евгения, 36 лет

Евгения, здравствуйте! Похоже, что ваша ситуация имеет гораздо более глубокие причины, нежели озвученный социальный контекст, связанный с болезнями детей. Давайте посмотрим на то, что происходит. 

В письме вы часто используете слово «учусь». И это указывает на страх выходить в самостоятельную профессиональную жизнь с опорой на себя, собственные цели и желания. Видимо, причина страха в бессознательном перфекционизме, который зачастую блокирует возможность человека длительно заниматься одним делом, уходить вглубь. 

У вас высокие ожидания от самой себя, и, приступая к работе, вы мгновенно сталкиваетесь с сильной тревогой, связанной с требованием получить идеальный результат. И сам процесс профессионального развития, интересный, любопытный, сразу теряет смысл. Любая трудность сопряжена для вас с ощущением «провала».

Важно понять, откуда возник подобный перфекционизм. В вашем случае, думаю, причина кроется в отсутствии эмоционального контакта с родителями. Адекватный эмоциональный контакт предполагает, что ребенка «видят», принимают и поддерживают в проявлении любых эмоций. Отсутствие подобного взаимодействия приводит к формированию неосознанного ощущения, будто бы все, что в вас существует, — стыдно и неправильно.

Поэтому на данный момент вы не считаете себя готовой для того, чтобы опираться на собственные желания и инстинкты. Более того, стыд заставляет вас оценивать саму себя по внешним событиям: получилось — вы «вся молодец», «трудность» — вы «вся неправильная». Соответственно, ваша собственная идентичность направлена на создание внешних ситуаций, которые бы маркировали вас как «правильного» человека.

В работе же, если мы говорим о погружении в профессию, приходится сталкиваться с постоянными сложностями, на них и создается опыт. Но эти сложности для вас неприемлемы.

Также, скорее всего, родители вас направляли, говорили, кем вам нужно быть, на кого учиться. Поэтому внутри у вас создалось ощущение, что другие люди лучше знают, как вам жить. В итоге на данный момент вы и живете с человеком (супругом), которому неосознанно делегировали социальную заботу о себе.

На данный момент вам нужно столкнуться со стыдом из детства, понять его и проработать. Тогда вы сможете спокойно заниматься любимым делом, не требуя от себя невероятных высот. Тогда и начнется развитие в карьере.