Врач-психиатр, психотерапевт
Телеграм-канал

Я очень чувствительна к звукам. Чье-то чавканье, кашель, глотание, дыхание вызывают у меня бурю эмоций. Однако это распространяется не везде и не на всех. Кашель одного человека может вызвать у меня истерику, а к кашлю другого я равнодушна. Также очень резко реагирую просто на конкретный шум (звон тарелок, топанье ног, открывание дверей), но это также происходит избирательно.

Реакция у меня одна — нервный срыв. Сначала бью кулаком по столу, а дальше (на повторение или продолжительность звука) действия ухудшаются. Начинаю бить себя кулаками по рукам и ногам, оставляя синяки. Дальше по голове. Начинаю царапать себя ногтями, стягивать лицо, бить ногой стену, давать себя пощечины.

Звучит не очень страшно, но в моменты, когда это происходит, я максимально себя не контролирую. Я делаю все это с полной силой и многочисленными повторениями. Только когда я бью себя по голове кулаком 10 раз, ко мне приходит самообладание, и я понимаю, что делаю. Иногда мне страшно, что во время истерики у меня в руках будет острый предмет, и я травмирую себя.

Это мисофония или что-то другое? Как с этим бороться?

Анастасия, 18 лет

Анастасия, здравствуйте. Мисофония — это не просто раздражение на определенные звуки, а стойкая болезненная непереносимость широкого круга звуков, когда практически любой повторяющийся шум вызывает сильный дискомфорт, тревогу или даже паническую реакцию.

В вашем случае важно: вы делаете упор на то, что вас раздражают конкретные звуки и не во всех ситуациях. Это позволяет говорить не о классической мисофонии, а о выраженной раздражительности и эмоциональной реакции, в которой ключевую роль играет не сам звук, а ситуация, в которой он происходит, или люди, которые его создают.

Чаще всего в подобной картине звук становится лишь триггером, а причина — не чавканье само по себе, а, например, ощущение неуважения, близость человека, к которому накоплены обиды, чувство несправедливости или собственной беспомощности.

То, что вы резко реагируете именно на эти факторы, свидетельствует о том, что ваш аффективный фон сильно неустойчив, а эмоции легко подскакивают до предела, даже если внешне повод кажется незначительным. С таким фоном надо обязательно работать, потому что при постоянной внутренней перегрузке психике действительно становится сложно адекватно воспринимать происходящие события и легче всего связывать их с чем‑то конкретным и осязаемым, например, со звуками, которые звучат в неприятных ситуациях или исходят от неприятных людей.

Скорее всего, за раздражением в ответ на звуки стоит сильное эмоциональное истощение, когда ресурсов мало, любой раздражитель ощущается как «последняя капля»

Вы молодец, что вы об этом задумываетесь, пытаетесь понять, что с вами происходит, и ищете объяснение своим реакциям. Это говорит о сохраненной критике и о том, что вы не хотите жить в плену этих вспышек. Однако на уровне самопомощи здесь возможности ограничены. Вам нужна более глубокая работа с причинами, а не только с самими звуками.

Надо искать первоисточник проблемы — те переживания, отношения, травмы, хронический стресс или внутренние конфликты, которые сделали вашу нервную систему настолько чувствительной и уязвимой. Для этого нужно обратиться к врачу‑психиатру, а при необходимости — к психотерапевту, чтобы в безопасной обстановке найти первоисточник вашей проблемы и понять, с чем именно предстоит работать.

Мисофония действительно похожа по смыслу на вашу проблему, потому что в обоих случаях звуки становятся триггером сильных эмоций, но все‑таки у вас, вероятно, проблема глубже. Речь идет о состоянии всей эмоциональной системы, которое требует профессиональной помощи и бережного, комплексного подхода.