Взрослые доверяют переживания друзьям, дневнику или психологу. У детей в роли доверенного лица выступает любимая игрушка — та, что «умеет» их слушать. «В отличие от вымышленных персонажей этот воображаемый слушатель существует на самом деле, так что ребенок может представлять на его месте реальных людей или приписывать ему собственные чувства», — объясняет детский психолог Татьяна Бедник. У самых маленьких он часто играет роль утешителя и восполняет отсутствие поблизости матери. Его функция близка к функции пустышки — это тоже переходный объект, позволяющий ребенку постепенно отделиться от матери.
Для детей постарше игрушка становится другом и позволяет «заново проиграть, проанализировать дружеские отношения, которые складываются в детском саду или во дворе». Иногда кукла выступает как младший товарищ или младенец: «Так ребенок переходит от пассивной роли „я подчиняюсь, я слушаю, я учусь“ — к активной, то есть к роли взрослого». А интерпретировать поведение взрослых — прекрасный способ лучше их понять.
Проблема может возникнуть, когда эти разговоры по душам полностью замещают диалог с родителями
«Говоря с таким приятелем, ребенок обращается к продолжению самого себя, — утверждает Татьяна Бедник. — Это идеальный слушатель: он реагирует лишь так, как хочется ребенку, как тот решил за него. Это позволяет полностью контролировать диалог и в то же время утолить потребность поделиться своими чувствами, не молчать о том, что беспокоит. Такой диалог вырабатывает и умение строить близкие отношения».
Проблема может возникнуть, лишь когда эти разговоры по душам полностью замещают диалог с родителями. Нужно выяснить: почему он перестал приходить к маме или папе со своими переживаниями? Нередко так ребенок выражает свою агрессию: «Я лишаю тебя возможности общения со мной, которое помогло бы нам сблизиться».
Иногда это может быть способом установления дистанции, которой ему не хватает в отношениях с родителями. «Так бывает, когда они слишком вмешиваются в жизнь ребенка или склонны быть с ним чересчур откровенными», — считает Татьяна Бедник. В этом случае они просто принимают ребенка за куклу из собственного детства, которая могла все выслушать и все понять…
Однако послушаем самих детей.
«Она никогда не сердится!»
Паша, 3,5 года
Моя черепашка Феня катается на велосипеде. Я нажимаю ей на голову, и она крутит педали. А иногда, когда она едет быстро, игрушки у нее в корзинке все смешно прыгают!
Феня — как мама. Она всегда улыбается, не сердится и всегда хочет со мной играть. Я ей говорю: «Хочешь поиграть со мной?» — а она отвечает: «Конечно, хочу!»
А когда я прихожу из садика, она говорит мне: «Ты можешь поиграть со мной?» или «Я тоже хочу поиграть с мячиком!» Ну вот, тогда я кладу мячик в ее корзинку, и мы играем вместе. Нам очень весело!
«Она все про меня знает»
Лена, 7 лет
Я говорю ей «доброе утро», зову покачаться на качелях, учу ее говорить, кушать аккуратно… Как будто она моя дочка. Когда мне грустно, я ее обнимаю, и мне становится легче.
О неприятностях я рассказываю папе или маме. А своей кукле я рассказываю все вещи, которые со мной происходят.
После школы я рассказываю ей, что там было, а еще я говорю ей, что буду делать в выходные. Так что она все про меня знает. Но и другие тоже про меня все знают! А свои секреты я никому не рассказываю… кажется.
«Он мог бы быть моим братом»
Арсений, 7 лет
Я разговариваю с Дамбо, потому что он уже старый: ему семь лет и мне тоже. Он мог бы быть моим братом-близнецом. Часто я сплю вместе с ним, а утром спрашиваю его, как ему спалось. А когда я возвращаюсь из школы, я могу ему рассказать, как прошел день.
Вот в пятницу я потерял в школе часы, и тогда я ему сказал, что очень хочу их найти. Но пока я их так и не нашел. А еще я рассказываю ему свои секреты, но редко, потому что я должен все рассказывать своим родителям.
Иногда я разговариваю в комнате сам с собой, просто так. Но с Дамбо лучше разговаривать, потому что его можно обнять. Мне это очень нравится…
«Иногда мы ничего особенного не делаем»
Марфа, 6 лет
Эту куклу бабушка купила мне в Америке. Это моя любимая кукла, потому что мне очень нравятся ее шляпка, косички и платье, которое совсем как настоящее. А еще у нее очень красивое имя, ее зовут Кристина.
Я все время с ней играю: сажаю на стул, разговариваю с ней. Я говорю ей, что нужно хорошо сидеть, быть умницей. Часто я рассказываю ей про своих подруг или про то, что старшие сестры говорят маленьким девочкам. А иногда мы просто вместе сидим и ничего особенного не делаем. Для меня это как маленькая девочка, с которой я могу играть.
«Мне кажется, она меня слушает»
Арина, 9 лет
Когда я только увидела ее в коробке, я сразу поняла, что она будет моей самой любимой. Я не знаю, сколько ей лет, но только знаю, что по возрасту она мама, но постарше моей.
Когда младшей сестры нет поблизости, я беру Барби на руки и рассказываю ей свои секреты. Я могу двигать ее ручками, и тогда мне кажется, что она меня слушает и отвечает.
А однажды я плакала, потому что мне было одиноко, я взяла ее на руки и рассказала ей все — что мне одиноко и грустно и все такое… А потом я поднесла ее поближе к лицу и положила ее ручку себе на щеку. Это было как будто моя мама меня погладила. Мне было приятно.
«Он меня утешает и ободряет»
Катя, 9 лет
По-моему, куклы нужны для того, чтобы играть в них. Если я хочу про что-то поговорить, я рассказываю все своему мишке. Мне кажется, он более надежный друг: он почти всегда со мной. Когда я плачу, я иногда говорю ему, из-за чего расстроилась: «Я поругалась с бабушкой» или «Завтра мне надо сделать что-то такое, а мне не хочется».
Я часто разговариваю с ним, когда мне плохо, потому что он меня утешает и ободряет. Может быть, я когда-нибудь смогу рассказывать сестре то, что сейчас рассказываю ему. Но пока еще рано. Сейчас, когда я прячусь под одеяло, чтобы поговорить с мишкой, это значит, что я хочу рассказать что-то очень личное, а сестре я рассказываю то, что она может рассказать другим, если захочет.
«Я рассказываю ей сказки»
Вера, 6 лет
Я своей Ляле говорю, чтобы она не очень шалила, чтобы она была умницей, когда меня нет, чтобы она не дралась с другими куклами. А еще я говорю ей, что, когда у нас гости, надо ложиться спать рано. Я не рассказываю ей про себя, это я рассказываю моей старшей сестре, ей 11 лет. Я немножко стесняюсь, чтобы про все рассказывать родителям.
Куклы не могут слушать секреты, потому что они неживые. Но я рассказываю ей разные истории из книжек, потому что мне мама читает и я тоже уже люблю читать. Например, знаете про Белоснежку и семь гномов? Эту сказку моя кукла часто слушает. На самом деле я для нее как будто мама.
«С ней я чувствую себя храбрым»
Гоша, 4,5 года
Муся у меня немножко трусишка — она ведь девочка-собака, а девочки часто бывают трусишками. Я ее всему учу: показываю, как надо плавать, как залезать на лесенку, как прыгать с дивана… А еще я всегда ей говорю, что если ее кто-то захочет обидеть — волк, например, или пираты, — то я ее обязательно спасу. Мне кажется, она меня любит потому, что я такой храбрый и все умею.
Когда мы ложимся спать, она меня очень крепко обнимает передними лапами, а я слежу, чтобы у нее хвостик не высунулся из-под одеяла и не замерз. Иногда мы играем, как будто она понарошку лошадка, и я катаю на ней своих рыцарей. Или она, например, гиена и на меня нападает. Но больше всего мне нравится ее от всех защищать и c ней обниматься, потому что по правде она такая мягкая и добрая.