Поведенческий аналитик, детский семейный психоконсультант, профессиональный коуч, автор блога о воспитании детей
Сайт

Старшей дочери пять лет, младшей — три года. Шесть месяцев назад начали очень бурно друг на друга реагировать. Старшая дразнит, может ударить, задевает по любому поводу. Младшая же на все ведется: кричит, плачет.

Объясняла старшей, что нельзя так с сестрой. С младшей тоже вела разговор. Часто наблюдаю за ними исподтишка. Как только у старшей начинаются позывы подразнить или ударить младшую — захожу в комнату. Раньше помогало. Потом агрессия к младшей стала еще более явная.

Очень часто младшая берет игрушки старшей. Но с разрешения. Так старшая вырывает их и начинает дразнить мелкую. Это очень выводит из себя. Пыталась разделить игрушки — чтобы играли только со своими. Хватило на неделю. Потом все игрушки стали общими. Тоже ненадолго.

Когда объясняю старшей, что нельзя себя так вести, она вроде понимает. Но при повторной ситуации все равно колотит младшую.

Я не знаю, как действовать. Как реагировать. Мои методы не работают. В семье физическую силу не применяю, хотя мне уже кажется, что это единственный вариант, который я не пробовала.

Светлана, 32 года

Здравствуйте Светлана! Спасибо за ваше письмо. Вижу, что вы очень вовлеченная мама, и понимаю, как нелегко осознавать свое бессилие в сложившейся ситуации. Вы явно попробовали много гуманных способов решить конфликт, даже выдерживали сроки и старались быть последовательной. Это очень важно и похвально.

Девочки ваши еще маленькие, и порой то, что в моменте они вроде бы все понимают, но дальше продолжают действовать по-старому, объясняется сформировавшимися привычками. Чтобы появились привычки новые, важно, чтобы они были так же эффективны и выгодны не только для вас, но и для самих дочек.

Учить детей имущественным границам — хорошая тактика

Нужно четко определиться, где будут их личные вещи, а где будут общие, — и разделить их навсегда. Например, самые любимые будут у каждой дочки, а в месте для игр появится коробка с вещами общими. Можно на период обучения часть игрушек вообще убрать, чтобы не было лишнего соблазна. За соблюдение территориальных и имущественных прав друг друга важно дочек хвалить, можно ввести какую-то совместную награду: просмотр интересного мультика, мороженое. Раз вопрос стоит так остро, экономить поощрения на нем не стоит.

И обязательно, пока учите дочек соблюдению правил, стремитесь предупредить драки и агрессию. Вы написали, что чувствуете, когда начнется, и заходите к девочкам, тут важен не факт вашего появления и страх перед наказанием, а ваша помощь в избежании конфликта. Поэтому лучше зайти и отвлечь девочек, переключить их на какую-то другую задачу, попросить помочь. Так вы создадите более позитивные условия для обучения. Драться просто будет не получаться. А ваша задача — создать позитивный опыт, где дочки соблюдают правила и не дерутся.

Когда эти результаты будут достигнуты, вы можете учить их меняться дальше и поощрять другие правильные реакции: поменялись игрушками без криков и ругани, потом вернули друг другу, вежливо и с благодарностью.

Во всем этом важно сохранять уверенность и последовательность. Тогда у вас все получится.

Если драка все же произошла, не выкидывайте игрушки и не наказывайте руганью. Лучше всего организовать связанные с ситуацией последствия: убрать все игрушки, прекратить игру, выполнить монотонное малоинтересное задание вместо свободной игры с игрушками. И постарайтесь сохранять позитивный настрой!