Александр Колмановский
Специалист по семейным и детско-родительским отношениям.

Дочери почти семь лет. Когда что-то идет не по ее, ругается. «Я же говорила, что мне нужна эта игрушка! Почему ты купила другую?» Тон командира мне категорически не нравится. Я хочу общаться на равных. <…> Бабушкой она так не командует.

Полина, 38 лет

Протесты детей, капризы, грубость — всегда запрос на внимание. Это проверка на безусловное принятие, потребность в котором у ребенка в разы больше в отношениях с родителями, чем в отношениях с бабушками-дедушками и со всем остальным миром. Бабушки часто говорят: «У нас она ведет себя как шелковая, а как только ты за ней приходишь, начинает капризничать». Этот эффект связан с разной силой запроса. Если бабушка не идет мне навстречу, это некомфортно, но терпимо. А вот если родители — совсем непереносимо.

Гнев, недовольство дочки вызывает не сам отказ в покупке или действии, а его «упаковка». Одно дело, когда отказывают с искренним сожалением, а другое — хладнокровно или даже воспитательно. Например, ребенок просит что-то и в ответ слышит: «Как ты не понимаешь, что это неуместно! Так не поступают культурные люди!» Чего-то подобного я бы советовал избегать. В наших «горизонтальных» диалогах мы такого себе не позволяем, даже когда вынуждены отказать.

«Общаться с ней на равных», как вы хотели бы, значит: если уж и отказывать, то так же, как сверстнику: «Детка, прости, что сейчас не могу это купить». И назвать честную причину этого «не могу»: дорого, громоздко, таскать с собой весь день по городу, вредный пластик... но именно честно!

Вы пишете, что чаще всего желания дочери исполняются. За этой податливостью иногда стоит не дружеское желание родителей доставить ребенку удовольствие, а невольная уступчивость: проще отдаться, чем противостоять. Тогда это только укореняет привычку детей к нажиму.