Светлана Картинина
Специалист по работе с расстройством пищевого поведения (РПП)

После 33 лет совместной жизни три недели назад я потеряла мужа, умер от сердечного приступа. Разъедает чувство вины за то, что всегда заставляла его сдавать анализы, обследоваться, но недоглядела. Он был, несмотря на все, той половинкой, которую можно встретить только раз в жизни.

Мне 55 лет. Я была сильной, когда он был рядом. Так сложилось, что детей у нас нет. Одна семейная пара меня очень поддерживает. Есть подруга, но она живет за 40 км. Меня сейчас спасает от глупостей собака, которой 9 лет. Ее я не могу предать. Но самое тяжелое — это утро каждого дня, все больше беспросветности и одиночества. Врач назначил антидепрессант. Боюсь из острого горя не выйти. Главное — не потерять разум. Пугает безнадежность впереди. Ум и эмоции — сейчас мои ярые враги.

Инна, 55 лет

Потеря близкого человека — это всегда боль. Так устроен наш мир, что приход мы встречаем с радостью, а вот расставание не умеем проживать. Многие религии установили ритуалы, которые помогают осознать то, что произошло.

У проживания горя несколько стадий. Первая — шок от потери. И даже если это была болезнь, подготовиться к утрате невозможно. Это всегда оборванный миг.

После пережитого шока приходит чувство вины. Оно разъедает и не дает покоя. Но идеальных людей не бывает, а наше чувство вины как будто предполагает, что мы должны быть всеведущими и могли все предусмотреть. Но этого никто не может!

Каждый из нас — живой человек, и, пока кто-то рядом, мы можем в данную секунду времени реагировать так, как реагируем! Иначе невозможно.

Могли бы мы промолчать, соломки подстелить, предугадать события? Не могли! Каждый человек поступает наилучшим для себя образом каждую минуту своей жизни. И по-другому никак. Если не поступил идеально, значит, не мог. Устал. Заболел. Просто не было сил. Разозлился. Все это нормально. Все остальное может не человек, а, наверное, только Бог.

А у людей есть чувства, и они разные. Даже злость на обстоятельства, на окружающих, на того, кто ушел. И все это — проживание процесса утраты, пока мы не придем к пониманию, что нашего близкого человека больше нет. Мы не можем примириться с этим.

Ваш муж был не идеальным. Он вас злил, бесил, вы его порой ненавидели. Но вот его больше нет. И куда теперь нести все те чувства, которых всегда было так много? Надо научиться их перераспределять, но это процесс, требующий времени.

Трудно тем, кто остается. Их основная задача — принять свое горе и суметь его прожить. Для проживания своих чувств и эмоций необходимо время. И, конечно, понимание, что все утраты проходят эти фазы, но при этом они имеют и разную глубину, и разную степень проживания. Мы помним, что утрата — это боль, и по-другому, увы, не будет.