Работаю в компании 1 год и 8 месяцев. Начинала бухгалтером, а примерно восемь месяцев назад стала работать финансистом. Обнаружила убыточную зону компании, предприняла все меры, чтобы снизить расходы. Есть результаты, которыми я горжусь. Но в апреле внезапно получила от собственника сообщение, что моя работа его не устраивает: он недоволен моим контактом с партнером, который высасывал из компании прибыль, — я проводила работу по снижению комиссий. Я продолжила работать. Более того, пару месяцев назад начала проходить обучение на повышение квалификации финансиста, куда меня направил собственник.
И была шокирована, когда собственник, пригласив поговорить, сказал, что с работой я не справляюсь, и предложил другое место в компании. Для меня непонятен этот момент: я старалась, были показательные результаты, я обучаюсь и учиться мне еще несколько месяцев. Зачем все это? Я потеряла ориентиры на некоторое время, но потом нашла точку опоры: я могу пройти только половину пути. Я сделала все, что могла. У меня не получилось донести до собственника мысль, что сотрудничество с некоторыми партнерами вводит фирму в большой убыток. Это не моя вина. Я — ок.
Как еще можно найти спокойствие в этой ситуации? Понимаю, что выходить на другое место не очень хочу, ведь в работу финансиста была вложена моя душа. Я очень старалась. Видимо, границы нарушены и надо их выстроить. Оценка даже текста, мною написанного, тех моментов, о которых я говорю, уже будет в помощь. Спасибо!
Ирина, 36 лет
Здравствуйте, Ирина. Задача, которая стоит перед любым психологом, состоит не в том, чтобы изменить мир вокруг клиента, поскольку вы и сами понимаете, что это невозможно. Его задача — научить клиента иначе относиться ко всем возникающим трудностям, чтобы его реакция была более спокойной, а мысли и поведение были более конструктивными. Предлагаю посмотреть на вашу ситуацию с нескольких точек зрения
Во-первых, собственник бизнеса имеет право делать то, что он хочет. Это его компания, и ответственность за ее благополучие в конечном счете лежит на нем. При этом он может ошибаться, но это, как говорится, его проблемы. Если он считает вашу работу неудовлетворительной и не в состоянии оценить ту пользу, которую вы приносите его компании, — это его право. Возможно, он заблуждается, но это не меняет сути дела.
Вокруг нас очень много людей, которые совершают ошибки и не готовы их признавать. Да и, если честно, мы сами так себя иногда ведем. У каждого из нас имеется своя некая фильтрация, через которую мы оцениваем мир и других людей по принципу «стакан наполовину полон или пуст». Так уж мы устроены. Достаточно вспомнить, как мы сделали какой-то обобщающий вывод в отношении кого-то в стиле «да он дурак», как тут же для этого вывода находим кучу аргументов. Но при этом мы игнорируем те факты, которые опровергают такое умозаключение.
Возможно, ваш руководитель попал в такую ловушку мышления и замечает только ваши «промахи», игнорируя достижения
Во-вторых, практически на любой работе имеются неформальные отношения. Например, человек может быть отличным специалистом, но при этом избегает общения с другими коллегами, замкнут, необщителен. Бывает, что такой ценный сотрудник «лезет» не в свои дела. И подобные факторы невольно вызывают отторжение. Также бывает, что человек не является «семи пядей во лбу» в рамках своей работы, но при этом считается, как говорится, «душой компании». С ним весело и комфортно. В таком случае он располагает к себе, руководство к такому сотруднику будет более лояльным.
К сожалению, из вашего письма непонятна эта часть ситуации, но она многое бы помогла раскрыть в сложившейся ситуации. Вы пишете только про формальные отношения, но люди устроены не так. И, возможно, вы «не подходите» собственнику не по набору своих деловых качеств, а по тому, какие у вас имеются неформальные отношения с коллегами и руководством компании. Постарайтесь проанализировать этот аспект на рабочем месте.
В-третьих, мы все можем заблуждаться, и нам сложно менять свои взгляды и убеждения
Когда кто-то пытается нас переубедить в чем-то, срабатывает эффект «сопротивления», который защищает верность наших выводов. В таком случае не имеет смысла доказывать человеку свою правоту, ведь он только будет злиться, что ухудшит ситуацию. В психологии есть целое направление правильного ведения диалога через вопросы, когда вместо аргументов мы задаем вопросы, отвечая на которые человек сам приходит к тому выводу, к которому мы хотим его подвести. Такое метод называется «Сократовские вопросы».
Постарайтесь вместо того, чтобы спорить с руководством, задавать вопросы в стиле: «Какие изменения вы бы хотели видеть в моей работе?», «Что, по вашему мнению, мне следовало поменять?», «Как вы считаете, в чем именно заключаются мои ошибки?». Подобными вопросами мы фактически заставляем мозг нашего оппонента «включаться в игру», ставить под сомнения свои выводы и находить реальные аргументы, а не оперировать ограниченными доводами.
Если в итоге вы:
примете тот факт, что собственник может распоряжаться своей компанией, как считает нужным, и даже ошибаться;
постараетесь проанализировать свои отношения с коллегами и руководством;
научитесь не спорить, а вести диалог через вопросы,
то, скорее всего, у вас появится возможность повернуть ситуацию в нужное для вас русло и не испытывать излишнее беспокойство за то, на что вы повлиять не можете. Ведь было бы замечательно, если мы все могли сохранять спокойствие в любых неурядицах. Чего вам искренне и желаю.