«Как уговорить ребенка не бросать начатое?»

Александр Шахов
психолог

Восьмилетний сын опускает руки перед любыми трудностями. Не хочет даже чуть-чуть напрячься для достижения цели. Она просто перестает его интересовать. Мы с мужем поддерживаем его как можем, сын смышленый, но вот усилия ему прилагать неохота. Как мотивировать ребенка?

Елена, 34 года

У детей нет мотивации в том смысле, к которому привыкли мы, взрослые. Они еще только учатся ей, и задача родителей — обучить их. Но при этом нужно понимать, что детьми руководят совсем другие мотивы.

Мозг 8-летнего ребенка не приспособлен для того, чтобы планировать длительные процессы. Он в силах понять только то, что находится в ближайшем будущем. Поэтому не стоит мотивировать ребенка высокой зарплатой и хорошей работой во взрослой жизни — не поможет.

Самую лучшую формулу для мотивации детей предложил выдающийся отечественный педагог и психолог Л.С. Выготский: все, что вы сегодня делаете вместе с ребенком, завтра он делает сам. Делайте то, к чему хотите приучить ребенка, вместе с ним, не оставляйте его в одиночестве. Скорее всего, он теряет интерес, когда начинает делать что-то один.

Уделяйте ему больше внимания, и тогда постепенно он научится заниматься самостоятельно тем, в чем вы составляете ему компанию. И не забывайте поддерживать, хвалить его. Не используйте долгосрочную мотивацию, давайте что-то в настоящем времени: сладости, подарки, ласковые слова. Самая лучшая награда для ребенка — это время, проведенное вместе с родителями.

Также стоит учитывать, что есть разные типы детей и им нужна разная мотивация. Например, ребенка-кузнечика мотивирует новизна. Им руководит гормон дофамин, который стимулирует его изучать что-то новое, переключаться с одного на другое. Такого ребенка не стоит принуждать доводить начатое до конца — лучше ставить ему новые задачи в том же процессе. Например, если он научился завязывать шнурки — пусть учится завязывать их с закрытыми глазами.

Возможно, у вас темперамент другой. Например, вы были ребенком-львенком, который ставит цели, достигает их, обладает лидерскими качествами. Тогда вы можете не понимать мотивации своего сына-кузнечика.

Вам кажется, что ребенок должен быть таким же, как и вы. Но не забывайте, что дети отличаются от родителей. Если вы — дуб, а ваш ребенок — виноград, не надо пытаться сделать из него дуб. Ведь тогда из него не вырастет ни хорошего дуба, ни хорошего винограда. Позвольте ему быть виноградом, дайте ребенку возможность развиваться самостоятельно. Но не забывайте уделять ему внимание и поддерживать его.