Татьяна Межелайтис
Психолог, сексолог, системный семейный терапевт, автор книги «Самооценка или Самоуценка. Работа над ошибками»

Моя мама умерла два года назад, а дедушка — полтора года назад. Я думала, что дошла до этапа принятия, но уже не уверена в этом, потому что семейные праздники даются мне очень тяжело. Когда родственники начинают говорить о вышеупомянутых умерших, рассказывать какие-то истории, связанные с ними, я не могу их слушать: у меня сразу наворачиваются на глаза слезы, то есть хочется плакать, возникает чувство жалости, так как жалко, что они умерли. Но плакать при родственниках я не хочу, поэтому стараюсь сдерживаться. Недавно я так сдерживалась, а потом вечером на меня накатила паническая атака.

Первый вопрос такой: как сделать так, чтобы при рассказах об умерших у меня возникали эмоции «светлой памяти», вот это состояние, когда воспоминания не исчезают, но перестают причинять боль, человек может вспоминать утрату без острого страдания (взяла это определение из одной статьи с вашего сайта)? Когда родственники рассказывают об умерших, у меня такое ощущение, что они не хотят разрыдаться при этом — и меня это даже как будто злит. Наверное, они как раз уже достигли состояния «светлой памяти», а я — нет. 

Думаю, стоит отметить, что для меня смерть мамы в принципе стала путевкой в жизнь. Она не разрешала съехать от них с папой и сестрой к парню до тех пор, пока я не закончу институт (а учиться тогда мне оставалось еще целых 3 года). Когда она умерла, папа меня отпустил. Я с ними год уже как не живу, два месяца назад сыграли с парнем свадьбу. Папа тоже женился. То есть ее смерть улучшила мои жизненные условия, как бы это некрасиво ни звучало. Почему же тогда я испытываю такие эмоции — мне непонятно. 

Второй вопрос: так уж случилось, что мама умерла прямо в день моего рождения — как теперь стоит относиться к этому празднику? Я ощущаю, что в этот день хочу самоуничтожиться на время, куда-то пропасть: чтобы никто не звонил, не приходил. Кроме мужа — с ним мне комфортно, с ним можно поговорить о чем угодно, он все поймет и со всем поддержит. А родственники захотят в этот день с утра сходить на кладбище, затем посидеть за столом и сначала отметить поминки, которые плавно перерастут в тосты за меня и мое здоровье. Если так будет, то опять я буду плакать, а я не хочу. Такое ощущение, что теперь день рождения — это день, когда моя уязвимость находится в наивысшей точке. Может, поэтому хочется провести его наедине…? 

Походы на кладбище меня не вдохновляют совсем — за этот год была там только один раз. Во-первых, туда долго ехать, а во-вторых, чтобы дойти до места захоронения, надо какое-то время идти через другие. И этот поход через них для меня как поход через непроходимый лес, только дается он сложно не физически, а морально. Как будто их — неживых — так много, а я живая одна, и они все стоят и смотрят на меня. Что-то похожее на ситуацию, когда зашел в метро в новой непривычной одежде — кажется, что все смотрят на тебя и осуждают.

Может быть, это тоже важно: у меня субклинический гипотиреоз (полгода принимаю средство для нормализации уровня гормонов) и гиперпролактиномия (три месяца принимаю другое средство для снижения пролактина). Врач говорила, что последнее может влиять на настроение, плаксивость и прочие похожие вещи. Может быть такое, что данные препараты влияют на степень моих душевных страданий?

Оля, 24 года

Здравствуйте, Оля! Благодарю за письмо. Если вы испытываете такие переживания до сих пор, значит, период горевания еще не завершен. Он проходит у всех по-разному, и кто-то может застревать в определенных фазах, растягивая его надолго. Не подгоняйте себя. Боль пройдет, когда придет время.

Помочь тут может не совет, а серьезная работа со специалистом, психологом. Если то, что вы описали, действительно было панической атакой, то лучше работу не откладывать, а также подключить к ней психотерапевта и, возможно, прием препаратов. Не нужно этого бояться, они не вызовут привыкания. Когда нам не хватает сил и умения выкарабкиваться самим, нужно использовать все, что может помочь. Эти же специалисты смогут ответить на вопросы по поводу приема препаратов, которые вы упомянули.

Сказать, почему вы испытываете такие чувства по отношению к маме, не зная вас, сложно. Универсального ответа для всех нет. Быть может, это следствие тех отношений, которые у вас были при жизни мамы.

Важно разделить поминки и день вашего рождения. Не знаю, как вы к этому отнесетесь, но можно попробовать поминки устраивать не в день смерти, а в день похорон. Равно как и день рождения можно праздновать в другой день. Поминки даются для того, чтобы поминать именно усопших, но не всегда только слезами: можно вспомнить смешные или поучительные истории, связанные с ними. А можно плакать. Только на самом деле мы плачем не потому, что нам жаль тех, кто ушел, — мы плачем потому, что нам жаль себя. Это нам без них плохо, а не им без нас.

Сам день рождения действительно является для нас временем, когда мы чувствуем себя наиболее уязвимыми — это связано со многими факторами, которые нужно описывать в отдельной статье. Нас на самом деле может тянуть побыть наедине с собой — это естественно, поэтому вы вольны провести этот день так, как считаете нужным, а родственники имеют право провести его по-другому.

Если вы не поедете на кладбище, то это не значит, что вы не чтите память ушедших родных или что вы плохая дочь и внучка. Никто не имеет права требовать вашего присутствия там в тот день. Если же вам сложно настаивать на своем, то имеет смысл подумать о личных границах, о том, насколько они у вас прочные. Важно не только окружать себя людьми, которые оказывают вам поддержку, но и уметь отказываться от того, что вам не нужно в данный момент.