Маме 65 лет, живет одна. Есть друг-мужчина, очень внимательный и заботливый. В июне мама пыталась отравиться таблетками — выпила их, но потом испугалась и позвонила другу. После этого ее психологическое состояние резко ухудшилось: стала думать, что все родственники ее обманывают, хотят отобрать квартиру, выкинуть ее где-нибудь за городом из машины, чтобы она потерялась. Три месяца она пролежала в стационаре. Временами ей становилось лучше, но она была подавленная, грустная.
Маму выписали из стационара, она вернулась домой и сейчас думает только об одном — что ей нечего надеть. Уточню, одежды у нее много. Она не интересуется ничем другим: ни разу не спросила о внуках, ей неинтересно, как у нас дела. Если рассказываю о своих делах — ей все равно. Любой вопрос переводит на тему одежды. Постоянно обсуждаем, что маме нечего надеть: одна куртка короткая, другая длинная, третья тонкая, четвертая толстая. Не с чем надеть куртку, так как джинсы широкие и короткие, к ним нет обуви. Шапка есть белая, но как ее носить, за один раз испачкается. И так со всей одеждой. Купить — ничего не нравится. Говорит, что ей не выбраться из этого, она в ловушке, заболела из-за отсутствия одежды.
Психиатр назначил таблетки (те же, что мама принимала в стационаре), но улучшения никакого нет. В больницу категорически отказывается ложиться. Целыми днями лежит, страдает и думает о одежде. Мы в отчаянии, не знаем, что делать. Разговор с ней идет по кругу. Можно час обсуждать одно и то же, она вообще не воспринимает. Но при этом помнит все, что обсуждали вчера и позавчера. Может, нужно другое лечение? Боимся оставлять ее одну, но постоянно с ней сидеть нет возможности. Рассматривала вариант размещения на время лечения в пансионате престарелых с хорошими условиями, чтобы была под присмотром, — отказывается, ей не в чем там находиться.
Виктория, 43 года
Здравствуйте, Виктория! Ситуация с вашей мамой указывает на значительные изменения в ее эмоциональном и психологическом состоянии. Навязчивые идеи о том, что «нечего надеть», могут быть признаком психологического расстройства, которое обострилось после тяжелого опыта. Если ей прописано медикаментозное лечение, важно проследить, принимает ли она препараты в соответствии с рекомендациями врача.
Я рекомендую обратиться за консультацией к психиатру или психотерапевту, который сможет оценить текущее состояние вашей мамы. Специалист может предложить дальнейшее лечение или коррекцию уже назначенного. Постоянное обсуждение одного и того же вопроса может быть связано с тревожным состоянием, которое требует поддержки.
Также, чтобы поддержать маму, вы можете попробовать предложить ей спокойные разговоры, например, на тему выбора подходящей одежды — не вступая в обсуждение, но проявляя внимание к ее переживаниям.