Татьяна Поддубная
Имеет опыт работы в психиатрии, соматической медицине (аллергология, гинекология, неврология, гастроэнтерология, репродуктивная медицина и др.), наркологии, активно участвует в международной научной и практической деятельности.

У меня очень сильный страх будущего. Через несколько месяцев окончу университет, а что дальше — неизвестно. Учебу выбрала наугад. Спустя время поняла, что не хочу этим заниматься, а чем хочу — не знаю. Как только получу диплом, родители перестанут давать деньги, а значит, нужно самой их добывать. Не знаю, как.

За время учебы было несколько подработок, но со всех убегала спустя месяц из-за выгорания. Я боюсь, мне не на что будет жить из-за того, что не могу работать — никакая профессия не подходит. То, что может быть интересным, требует долгого обучения, а я уже потратила свой шанс на специальность, которая мне не нравится. Решиться на новую учебу не могу, потому что боюсь — будет так же, как и с этой. Да и потратить 10 лет подряд на вузы — это перебор.

Будущее меня пугает. Не знаю, что произойдет, что мне делать. Вообще никакого решения принять не могу.

Алена, 20 лет

Алена, вы описываете достаточно распространенную ситуацию. Она возникает у людей, переполненных чувством бессознательного стыда за себя. Сейчас поясню, что я имею в виду.

Я предполагаю, что вы росли в атмосфере перфекционизма. В подобных семьях родители предъявляют к ребенку завышенные ожидания, особенно в отношении учебы, не особенно интересуясь тем, что ему действительно интересно и важно. Оценка «пять» воспринимается как данность, остальные отметки считаются недостойными.

В подобных условиях у ребенка пропадает ощущение собственных способностей, естественности своих состояний. Поэтому он постоянно пытается быть лучше, чем есть, начинает гнаться за недостижимым идеалом, чтобы получить признание и любовь родителей.

Такое же отношение транслируется и в отношении выбора профессии. Есть «элитные» специальности (экономика, медицина, право), остальные оцениваются как «несерьезные», даже если ребенок проявляет интерес, например, к творчеству. В итоге выбор в пользу денежной и престижной профессии делается не самим подростком, а родителями.

Более того, ребенок воспитывается так, чтобы за него не было стыдно. То есть ему нельзя проявлять негативные эмоции, быть громким, неудобным. Если проявляется то, что не вписывается в образ «хорошей девочки», то родители судят и оценивают, приводят в примеры других, «положительных» детей. В психике ребенка формируется фантазия, что такие естественные эмоции, как злость, зависть, обида, — это плохо и стыдно. Нужно всегда быть «правильным».

Но мы все испытываем разные переживания. Поэтому у ребенка возникает чувство стыда за неприемлемые чувства, которые и так присутствуют в каждом человеке. Нечувствительность к тому, что нравится, также появляется из-за чувства стыда, поскольку психика ребенка уже функционирует по принципу «как правильно». Вместо «хочу» появляется слово «надо» .

Если ребенок плохо себя ведет или совершает ошибку, то общее послание родителей в таких семьях состоит в том, что он весь, целиком разочаровал близких. Не уточняются причины сложившейся ситуации, ребенка не пытаются понять, чтобы отделить плохой поступок от всей его личности. В итоге человеку становится страшно совершать ошибки, поскольку каждый промах оценивается как признак несовершенства, а жизнь превращается в гонку за постоянными достижениями и признанием.

Конечно, вместо преодоления сложностей вы убегаете. Это все реакция на внутренний стыд

Вы пишете, что выгораете. Вероятно, потому, что к каждой работе приступаете по принципу «не разочаровать», а это уже создает высокий уровень внутреннего напряжения. И вместо постепенного погружения в процесс вы уже на старте оказываетесь в панике. Апатию вы чувствуете в точке столкновения с трудностями, поскольку, как я сказала выше, любая сложность ассоциируется с потенциальным промахом и признанием вашей несостоятельности.

Из-за того, что в семье вопрос образования решался, судя по всему, не вами, действительно сложилось так, что опыта опоры на собственные решения у вас пока нет. Конечно, вместо того, чтобы попробовать преодолеть сложности, вы убегаете. Это все реакция на внутренний стыд. Слова о «потраченном времени» в связи с идеей другого обучения — также про стыд попробовать что-то другое и разочаровать, не справиться.

Очень важно осознать этот бессознательный стыд, хотя объективно он не ощущается в каких-либо явных эмоциональных проявлениях. И осознать те высокие стандарты, которые уже есть у вас внутри — не важно, к чему именно вы прикасаетесь.

Я уверена, что в детстве какие-то предметы, направления вас интересовали. И если вы думаете об ином образовании, значит, есть интуитивная или полуосознанная тяга к определенной сфере. Стыд приводит к «неделанию», поэтому и лечение стыда — это постепенное вхождение в то направление, которое вам действительно близко.

Когда вы увидите первые результаты (а когда человек занимается тем, что ему близко, то и результат совершенно иной), то лучше станет и принимать себя.