Психолог-консультант, когнитивно-поведенческий терапевт
Личный сайт

Мне было всего восемь, когда это случилось. И после еще несколько лет я терпела домогательства со стороны этого человека. Он шантажировал меня и говорил: либо я, либо моя младшая сестра. Матери я пожаловалась, но ей было все равно. А бабушка сказала, что я сама виновата (в восемь-то лет?). В общем, после этого у меня было 11 попыток суицида. Я вылечилась от селфхарма год назад.

Я профессиональная спортсменка и не могу сосредоточиться на игре — все время трясутся руки и мучает ощущение, что это человек постоянно рядом. Я скоро, возможно, сойду с ума.

Мария, 14 лет

Мария, добрый день! Читать ваше сообщение очень трудно — в столь юном возрасте вы столкнулись с таким количеством боли, которое не всегда под силу даже взрослому человеку. Мне хочется вас поддержать — вы отлично справляетесь, несмотря на ту реальность, которая вас окружает.

Пережить сексуализированное насилие страшно в любом возрасте, но в детстве у нас как будто и вовсе нет никакой власти. Я рада, что вы точно уверены в том, что вашей вины в этом нет — вся ответственность лежит только на насильнике. Вместе с тем очень грустно, что взрослые, окружающие вас, или игнорируют проблему, как ваша мама, или обвиняют вас, как бабушка.

Все это ведет к ретравматизации, которая ухудшает ваше состояние. В вашей ситуации — еще и с опытом селфхарма и таким количеством попыток суицида — вам необходима компетентная помощь. Я бы рекомендовала обратить внимание на фонд «Тебе поверят», который занимается помощью людям, пережившим сексуализированное насилие в детстве. В фонде работают отличные специалисты, которые смогут обеспечить вам необходимую поддержку.

Возвращаясь к вашему состоянию: ощущение, что этот человек постоянно рядом, проблемах с фокусом внимания, треморе — создается впечатление, что что-то или кто-то в вашем окружении служит для вас триггером, возвращающим в прошлое. Для мозга травмирующее событие не уходит в долгосрочную память — оно застревает в «оперативке». Стоит кому-то или чему-то всколыхнуть верхний слой, как все те чувства и эмоции возвращаются все в том же сыром виде, «выключая» вас из реальности.

Очень важно в такой момент заземляться и возвращаться в тело

Могут помочь дыхательные практики или физическая нагрузка — если вам не дается игра, можно попробовать делать какие-то физические упражнения, которые выходят у вас на автомате. Важно почувствовать — вы здесь, вы в безопасности и прямо сейчас вам ничего не угрожает.

Помимо помощи специалиста не стоит недооценивать помощь других людей — возможно, стоит поискать группы поддержки или просто людей, переживших то же, что и вы. Это также может оказывать терапевтический эффект — поддерживая друг друга и делясь способами справиться, вы улучшаете свое психическое состояние.

Мне кажется, вы на самом деле очень сильная — вы столько лет живете с этой болью и справляетесь. Вы смогли самостоятельно отказаться от селфхарма — а это, вообще-то, не так-то просто! Я надеюсь, что вы будете чувствовать себя в безопасности и сможете вернуть себе контроль над собственным телом и реакциями. Удачи!