Марина Черногубова
Семейный консультант, психодраматерапевт

Мне 24, и у меня ни разу не было отношений. Я симпатичная, ухоженная, образованная, от недостатка внимания не страдаю. Но! Я боюсь отношений как огня. И замужество мне представляется какой-то клеткой, оттого и не мечтаю о нем.

За все это время были парни, с которыми симпатия начинала перерастать в нечто большее. И даже когда это было максимально взаимно, меня настигал страх, я тут же шла на попятную. В последнее время поняла, что больше испытываю влюбленность (симпатию) к тем парням, с которыми отношений быть не может. Возможно, потому их и выбираю. И ведь я понимаю, что в этом вопросе без вариантов, но продолжаю «страдать».

Сразу хочу сказать про отца: я выросла в полноценной, благополучной семье. Папа бывает строгим и властным, но только потому, что он сам воспитывался в советской консервативной семье. Я его люблю, несмотря на редкие разногласия (у кого их нет?), как и он меня. Стало быть, если с папой все нормально, то откуда у меня этот страх?

Что не так со мной? Как быть в такой ситуации? Хочется все-таки иметь рядом хорошего спутника.

Саша, 24 года

Саша, наша психика устроена так, что делает иногда невыносимую для нас ситуацию «условно нормальной». Для того, чтобы мы могли выжить и приспособиться. Особенно это касается положения детей в семье, из которой им деться некуда.

Возможно, папа был чрезмерно строг и властен, у вас это вызывало страх. Но такая ситуация была всегда, с самого раннего детства, и принято было считать ее «благополучной». Вы оправдываете папу: «Он сам воспитывался в советской консервативной семье. Я его люблю, несмотря на редкие разногласия», защищаете его — от кого? Ведь никто не нападает.

Возможно, от самой себя, от той своей части, скрытой в подсознательном, которая злится, протестует, боится и страдает из-за властности и чрезмерной строгости. Наши чувства могут быть амбивалентными, то есть мы одновременно можем любить и бояться, например. Одно другого не исключает.

Иногда эти чувства сцеплены. И когда появляется одно, автоматически воспроизводится и другое — подчас непонятным для нас, вернее, неосознанным образом.

Чувства, приносящие боль, угрожающие разрушить наши представления и установки, часто вытесняются нашей психикой в область бессознательного, скрываются под психологическими защитами. Это удерживает нас в привычных сценариях, зачастую приносящих дискомфорт, мешающих изменить свое поведение по желанию.

Именно с психологическими защитами и работают психологи: выводят на уровень осознанности то, что скрыто, вытеснено в зону бессознательного. Помогают прожить и отреагировать сложные чувства, признать и увидеть свой опыт с другой стороны, под другим углом и изменить отношение к происходящему.

Следующим этапом терапии будет возможность пробовать новые варианты поведения. Сначала с психологом, а дальше постепенно и в своей жизни, за пределами кабинета. Разбирая по необходимости все сложности, возникающие на этом пути становления «нового себя».