Александр Покрышкин
Игровой терапевт

Сын 11 лет подружился с одноклассниками из неблагополучных семей: один растет без отца, мать — повар в столовой. Второй живет у бабушки с дедушкой — родители лишены прав. Подруги говорят: радуйся, что не сидит в компьютере, а гуляет. <…> Но чему он у них научится?

Софья, 34 года

Вашу попытку запретить дружить мальчик воспринимает как давление. Он активно сопротивляется, как вы написали, Софья, даже не разговаривал с вами из-за этого. Видимо, нужно найти какой-то другой язык, чтобы разобраться в ситуации и понять, что именно привлекает сына в этих ребятах. Возможно, им действительно хорошо вместе. Бывают неполные семьи куда более благополучные и дружные, чем формально полные. И бабушки с дедушками встречаются любящие и заботливые, дающие больше тепла и нежности, чем родные мама и папа.

Что вы знаете об этих семьях? Знакомы ли вы с мамой-поваром первого друга и опекунами второго мальчика? Вдруг окажется, что ваши опасения не имеют отношения к реальности? И еще вопрос: что конкретно не так делают эти дети, кроме того что воспитываются в условиях, отличных от ваших?

Присмотритесь к другим одноклассникам — ведь почему-то сын выбрал именно тех двоих? Может быть, в классе нет других желающих дружить с ним, и эти ребята — единственная его группа поддержки? Какие интересы объединяют их с вашим сыном, какие занятия им нравятся? Бывали ли они у вас в доме и видели ли вы их в игре и общении?

Как их «плохое влияние» сказывается на вашем мальчике? Если действительно налицо негативные последствия, то можно попробовать подыскать другое окружение, но сделать это естественным путем, записав сына в какую-то студию, кружок или отправив в лагерь, чтобы он имел возможность найти новых друзей.