Саша Махова
Психолог, психотерапевт, ведущая тренингов

Мне нравится вести мероприятия, выступать на сцене, говорить и интервьюировать, поэтому я хочу работать корреспондентом на ТВ. Но также я хочу быть моделью на показах. А вообще меня заряжает создание контента, поэтому работаю и креатором.

Хочу удивительную и интересную жизнь, успеть везде, сесть на три стула сразу. Идет ли это от жадности к успеху и неуверенности или не понимания себя? Как понять, какой «вайб», какой образ будущей себя мне ближе всего, и выбрать сферу?

Ксения, 20 лет

Ксения, я вижу, что вы растеряны и в вашем письме присутствует послание: «я живу как-то неправильно». Но дело в том, что условная модель «50 лет проработал на одном заводе и помер за любимым станком» давно ушла в прошлое. Собственно, почему вам нельзя одновременно заниматься разными профессиями и менять их по желанию? Особенно если вы сумеете как-то гармонично поделить себя между этими «тремя стульями».

В любом случае в поиске профессии (одной или одновременно нескольких) я бы отталкивалась от ваших потребностей. Какое ощущение вы хотите получать от работы? Вы пишете, что хотите удивительную и интересную жизнь, но если попробовать перевести это на язык потребностей, что за этим стоит? В чем вы нуждаетесь на самом деле? В чувстве удовлетворения? В самореализации? В удовольствии?

Однако есть и еще один важный момент в вашем письме: вы пишете о неуверенности в себе. И здесь у меня есть три гипотезы.

1. Я предполагаю, что речь, возможно, идет о психологической компенсации. Что вы хотите компенсировать, пытаясь везде успеть? Возможно, вы пытаетесь кому-то что-то доказать. Часто так бывает, что какие-то сверхусилия или попытки успеть все на свете продиктованы нам событиями из детства. Например, в погоне за разносторонним развитием родители не особо прислушивались к желаниям ребенка и записывали его на разные секции. При этом требовали высокого результата везде.

Человек вырастает и испытывает сложности в определении собственных желаний. Просто потому, что у него в детстве не было возможности побыть с собой наедине и понять, что ему нравится. Все определяли за него. Эти мои догадки о компенсации подкрепляются и вашими рассуждениями о «желанном образе себя». Это очень похоже на перфекционизм и желание какой-то идеальности. Что это за образ такой? Чьи знамена он несет и кому служит? Какие функции должен выполнять?

2. Активная деятельность, возможно, отвлекает вас от встречи с собой, неприятных мыслей, тревоги, в принципе блокирует возможность услышать себя. Есть ли что-то такое в вас, в вашем прошлом или, быть может, здесь и сейчас, с чем вам очень не хочется встретиться и обратить на это внимание?

Возможно, ваша деятельность защищает вас от чего-то. И тогда вопрос — что произойдет, если вы наконец остановитесь и подышите? С чем вы не хотите столкнуться? Чаще всего ключ к себе и своим истинным желаниям лежит через тернистый путь неприятных мыслей, с которыми мы встречаемся, когда совершаем вынужденные остановки.

3. Третий пункт, на мой взгляд, напрямую связан и с первым, и со вторым. Почти все, что вы перечислили: работа моделью на показах, корреспондентом на ТВ, выступления на сцене и прочее связано с повышенным вниманием публики. Вспомните, Великий Гэтсби делал свои роскошные вечеринки в надежде, что его возлюбленная заглянет на них. Возможно, что-то подобное происходит и в вашей жизни?

Для кого вы организуете свои «вечеринки», Ксения? Для кого выступаете? Чьего признания и восхищения вы хотите добиться на самом деле? Если бы у этой ликующей публики было лицо, чьим бы оно могло быть?

В любом случае, в подобных поисках никогда не помешает помощь психотерапевта или же карьерного консультанта, если копать особо глубоко нет сейчас сил.