Лариса Харланова
Член Московской ассоциации аналитической психологии (МААП) и Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)

Когда я вижу где-то людей другой национальности, я внутренне не могу оставить это без внимания. Меня сразу охватывает чувство гордости за то, что я — не такой, как они, что я — русский. Это делает меня нацистом? Я бы не хотел так о себе думать.

Дмитрий, 24 года

Здравствуйте, Дмитрий! Скажите, а это чувство вас охватывает в равной степени, когда вы смотрите на людей всех национальностей? Например, когда вы гуляете по улицам Парижа, то радуетесь, что вы не француз и говорите по-русски? Или в Лондоне? Если нет, тогда это никакой не нацизм, а проявление гордости за принадлежность к своему народу.

Не нацизм это и тогда, когда вы просто нечто тихо думаете про себя. Мало ли что мы думаем? Мало ли чем мы поддерживаем свою самооценку? Некоторым годятся и стереотипные мнения относительно людей других национальностей, с другим цветом кожи, разрезом глаз или вероисповеданием.

Нацизм — это конкретные проявления, действия и высказывания, которые напрямую направлены к чувствам других людей.

Вы пишете, что не можете спокойно смотреть на людей другой национальности. Что это означает? Вы чувствуете превосходство? На чем оно основано? Подумайте об этом как можно более объективно.

Как вы думаете, что влияло и влияет на ваше отношение к другим? Насколько то, что вы ощущаете, основано на вашем собственном опыте? Насколько широки ваши знания о других людях? Обнаруживали ли вы когда-то, что какие-то люди на самом деле «хуже» вас? Хотели бы вы, чтобы ваши дети каким-то образом переняли такое же отношение к людям другой культуры?

Я желаю вам разобраться в себе и как можно скорее обнаружить, насколько поразительно похожи все люди. Думаю, когда-то ваше чувство гордости за себя будет основываться только на своих реальных достижениях и талантах, и ни на чем другом.