Артур Островский
Психолог, гештальт-терапевт
Личный сайт

Во время стресса я часто вымещаю злость на теле — ставлю себе синяки. Не могу иначе переживать гнев. На какое-то время это снимает раздражение, но потом появляется боль, и становится только хуже.

Вероника, 22 года

Здравствуйте, Вероника. Ваше самоповреждающее поведение в гештальт-психологии можно было бы отнести к защитному механизму — ретрофлексии. Вместо воздействия на окружающий мир, обстоятельства и других людей человек изменяет самого себя, совершает по отношению к себе действия, которые он хотел бы направить на другого.

Могу предположить, что за этим стоит переживание чувства вины. В каком-то смысле вина — это чувство злости, но направленное на себя. А может быть, вы испытываете стыд. Обычно это чувство приходит к нам в ситуациях, когда нам кажется, что наши действия и мы сами неуместны для других людей.

Если это действительно так, то неплохо было бы разобраться, какую злость вы сдерживаете и почему обходитесь с этим переживанием именно таким образом. Кто, где и когда чьи границы нарушил? За что вы так злитесь на себя?

Также я бы хотел прояснить, в каких контекстах происходит так, что вы переживаете стресс. Что это за ситуации? Если разобраться более подробно, то как вы попадаете в них?

Кто знает о вашем самоповреждающем поведении? Или, может быть, кем вы хотите быть замеченной в своем поведении? А если вы замечены, то какого отношения к себе от него вы хотите?

Понимаю, что много вопросов, но пока что мне видится, что за ними можно что-то нащупать, заметить детали, которые пока не обнаружены.

Конечные задачи вашего вопроса заключаются в выявлении вашей истинной потребности — какая из них стоит за вашими действиями. Следующим шагом, если вы примете решение, что хотите справляться со стрессом и психической болью другими способами, будет поиск формы, как вам не входить в стресс, или найти способы иной саморегуляции. С оптимизмом смотрю на идею, что эти подходящие вам способы можно найти.