Ольга Корженко
Клинический психолог, психоаналитический терапевт и семейный консультант

Я занимаюсь спортивным туризмом. Это когда команда людей может уходить в горы (со всей едой и снаряжением) на недели. При этом мы редко встречаем по пути других людей. Прошлым летом мы пробыли в горах почти пять недель. Я не впервые иду на такое, так как занимаюсь туризмом уже года четыре, но в этот раз была новая техническая и физическая сложность для меня.

Я человек достаточно тревожный: постоянно боюсь чего-то, всегда на стреме каких-то событий. И местами мне было безумно страшно, даже когда причин особенно не было. Например, мы стоим на склонах ледопада. Может ли теоретически что-то случиться? Да. Случается ли? Нет. Не то чтобы я истерила на каждом шагу или устраивала сцены. Просто до сих пор помню мысли в стиле: «Неужели мы сейчас пройдем это и все будет хорошо?»

И после похода меня будто подменили — я стала домоседом. При том, что раньше я вела очень активный образ жизни: каждые выходные были распланированы. Не могу понять, почему меня так стало тянуть остаться дома. Даже когда я что-то планирую, а оно по каким-то причинам срывается, внутри я скорее радуюсь, чем грущу. Прямо патология.

Не скажу, что сижу дома в апатии. Я успела за зиму пройти курсы и сменить профессию. Но все равно чувствую свою пассивность какую-то… Я не хочу засиживаться дома. Это чревато зарыванием в свою раковину. Хочу снова чувствовать предвкушение приключений. Хочу снова чувствовать радость от исследования мира. Хочу быть активной. Хочу снова полюбить горы, а не бояться их.

Что со мной? Лень? Возрастные изменения приоритетов? Или страх?

Оксана, 27 лет

Оксана, вы описываете симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). И вторая проблема — похоже, что пережитые события вами переживаются глубже, чем вы думаете. То есть вы не отдаете себе отчета в том, насколько произошедшее вас задело.

Почему в данном случае можно говорить о ПТСР? Условиями его возникновения являются:

  • воздействие на человека травматических событий, связанных с гибелью, серьезными ранениями людей, возможной угрозой гибели или ранений. При этом человек, переживающий подобную травматическую ситуацию, может быть как жертвой происходящего, так и свидетелем страданий других людей;

  • в том и другом случае в момент пребывания в травматической ситуации человек испытывает интенсивный страх, ужас или чувство беспомощности.

Особенность этого расстройства в том, что оно со временем не только не исчезает, но и становится более выраженным. А также проявляется внезапно, на фоне общего благополучия.

Оксана, вы пишете, что пережили в этом походе много опасных ситуаций. Возможно, они никому не принесли физических травм, но оставили травматический след в вашей психике. Вы представляли себе, что может произойти. «Может ли теоретически это случиться — да? Случается?» Вы отвечаете, что нет, но в вашей фантазии это случается. 

Вы описываете себя как человека достаточно тревожного, склонного к страху по поводу разных возможных ситуаций, постоянного находящегося «на стреме каких-то событий». Но почему-то отрицаете свои переживания, говорите, что вроде ничего не произошло. 

Вы не истерили в моменте и не закатывали сцены, но это не значит, что вы не переживали или что вам этого не хотелось сделать

Наверное истерить было бы легче. Но вы сдерживались и все эмоции в себе подавляли. Это не значит, что эмоции исчезли. Они легли глубоко внутри тяжелым грузом и стали причиной апатии, домоседства, «зарывания в свою раковину». 

Что нужно сделать? Нужно обсудить с кем-то эту ситуацию, побыть снова в этих чувствах, дать им возможность быть услышанными и проговоренными. Вы можете обсудить прошлое со своими коллегами по походу. Быть может, в моменте они тоже испытывали что-то подобное, но могли лучше справиться. 

Можно обсудить эту ситуацию с психологом. А также вместе с ним подумать над тем, почему тревожный человек идет в поход, где опасных ситуаций по определению очень много. Можно обсудить прошлое с кем-то близким, кто хорошо вас понимает, чтобы найти успокоение и поддержку. В любом случае ситуация требует обсуждения, в одиночку с ней не справиться.

Обсудив прошлое, можно подумать о настоящем, о новом походе и о том, как вы будете справляться с опасностями. Возможно, нужно больше подготовиться физически или технически. Но в любом случае вы будете готовы к тому, что переживания вас могут захватить сильнее, чем вам бы хотелось.