Вероника Леонова
Инструктор и супервизор нейрографики

Родители женаты 27 лет. Ей 48, ему 54. Мама крайне эмоциональна, папа — мягкий, спокойный, добрый. В семье никогда не обходилось без ссор, но я вижу, что родители любят друг друга.

Лет семь назад отец вдруг начал вести себя странно — постоянно подозревает маму в изменах, то с его другом, то с соседом, то с таксистом... И каждый раз эти его обвинения начинаются, когда он не может найти какую-то свою вещь. Считает, что мама отдала его вещи «любовнику». Мама обижается, они ругаются. Потом мирятся и все хорошо. Но так продолжается уже очень долго.

Я уверена, что любовника у мамы нет — родители живут в маленьком поселке, все про всех все знают. Мама говорила отцу, что, возможно, у него эта подозрительность из-за болезни какой-то, но он не слушает.

Елена, 25 лет

То, что вы описываете, мы называем «параноидными чертами», то есть такими чертами характера, которые заставляют человека быть подозрительным, везде видеть подвох, обман и второе дно. У кого-то этих черт много, у кого-то мало, но есть одна общая тенденция: они становятся более выраженными с возрастом.

Это логично: чем чаще жизнь оборачивается к нам неприятной стороной, чем чаще мы сталкиваемся с подвохом и обманом, тем скорее мы понимаем, что проще быть все время настороже, чем каждый раз обманываться. Вероятно, ваш отец сталкивался с потерями и трудными сторонами жизни и бессознательно выработал такую позицию.

К сожалению, близким подозрительного человека непросто. Нужно помнить, что для вашего отца это такой способ снизить тревогу и страх, что он может быть покинут. Поменять его характер нельзя, но чем меньше человек испытывает тревоги, тем меньше у него необходимость преобразовывать ее в обвинения, которые подрывают доверие в отношениях.

Если ваш отец способен осознать свои «приступы подозрительности» и «отделить» их от себя, то, вероятно, он сможет контролировать и «тормозить» свои высказывания. Но для этого вашим родителям нужно открыто разговаривать о сложившейся ситуации. Когда есть возможность выражать свои страхи открыто и ясно, необходимость в таких обходных маневрах отпадает.