Елена Вроно
Детский и подростковый психотерапевт, суицидолог, автор книг.

Мы даем карманные деньги 15-летнему сыну. Спрашиваем, на что он их тратит, — огрызается, иногда ведет себя агрессивно, бросает вещи, хамит. Мы имеем право знать? Cтрашно, если он их тратит на опасные вещи.

Эльвира, 41 год, Калининград

Давать ли карманные деньги, с какого возраста и в каком объеме? Это все нужно обдумывать и, представьте себе, обсуждать с самим подростком.

А дальше начинается самое трудное: вы договорились, что раз в неделю или в месяц, как решили, перечисляете или отдаете наличными определенную сумму, и… вы, родители, не имеете права даже пытаться контролировать, на что он тратит ее. Как бы ни был велик соблазн спросить! Какие бы ужасные догадки вас ни посещали. Раз эти деньги выданы ему, он вправе распоряжаться ими так, как считает нужным.

Конечно, нужно иметь в виду: в подростковом возрасте случаются (не часто, но тем не менее) депрессии, которые прикрываются маской девиантного (отклоняющегося) поведения.

Вы заметили резкие перемены: вот он вроде бы был договороспособен, а тут вдруг делается совершенно невыносимым. Здесь нужна помощь специалиста-психиатра, чтобы выработать разумный алгоритм взаимодействия с подростком. Врач поможет убедиться, что за агрессией не скрывается депрессия.

Мы не имеем права пропустить и начало употребления психоактивных веществ, когда ребенок выглядит пьяным, но от него не пахнет алкоголем. Либо зрачки расширенные во всю радужку, либо маленькие — с булавочную головку.

При малейшем подозрении нужно сказать об этом ребенку, потребовать сдать анализ на содержание наркотиков в крови. Без всяких церемоний! Просто употребить власть. Потому что в подростковом возрасте зависимость формируется крайне быстро.