Максим Пестов
Врач-психотерапевт, сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор, ассоциированный тренер Московского гештальт института

Двоюродная сестра на 30 лет старше меня, одинокая, мы каждую неделю созваниваемся. В последнее время она повторяет, что ее жизнь слишком затянулась и никому не нужна. Я чувствую вину, предлагала съехаться, она отказалась, я заикнулась про психолога — оборвала: «Это назовут депрессией, но это честный взгляд на вещи, не хочу его менять».

У меня муж, дети, внук, часто я не могу у нее бывать, а теперь и звонить не хочется, тяжко слушать, но я боюсь за нее. Как ее утешить?

Ирина, 47 лет

Вы, Ирина, описываете ситуацию, в которой ваша собеседница не хочет ничего менять, но при этом регулярно использует вас как жилетку, чтобы пожаловаться. Тут есть некоторое противоречие, согласны?

Вы можете попытаться прояснить, чего именно сестра ждет от разговоров с вами и что получает, когда вы ее слушаете. И если она признает, что у нее есть потребность обсуждать с кем-то свое состояние, возможно, вам проще будет донести мысль о том, что на такую роль лучше пригласить профессионала, то есть психолога.

Также попробуйте ответить для себя: какова ваша эмоциональная емкость для подобных разговоров

Уделяйте сестре ровно то количество времени, которое можете себе позволить, учитывая, что вашего внимания требуют и другие родственники.

Помочь тому, кто не хочет, чтобы ему помогали, невозможно. То, что вы описали, называется созависимые отношения. С одной стороны, есть тот, кто страдает, но отказывается от помощи. С другой — есть тот, кто испытывает вину оттого, что не может спасти того, кто не просил о помощи. Если вам трудно предоставить другому человеку возможность жить свою собственную жизнь так, как ему хочется, то вам тоже хорошо бы поработать с психологом.