Кандидат психологических наук, психотерапевт, психолог-консультант, специалист в области работы с психотравмой и ее последствиями

Мой отец — психически больной человек: в детстве его сбила машина, и пошли отклонения. С мамой они знакомы давно, она говорит, что в молодости они часто дрались. Когда родился младший брат, он не верил, что он от него. С уверенностью могу сказать, что мама никогда не изменяла отцу, но при этом все знают, что он год был с другой женщиной.

С самого детства я помню крики, скандалы, избиения. Отец никогда не трогал нас с братом, вымешал всю злобу на нас скандалами, а маму избивал. С 12 лет я умоляла маму развестись. В ответ лишь: «Потерпи до лета, до Нового года, до окончания школы…»

Мне не так давно диагностировали глубокую депрессию и тревожное расстройство. Один раз он довел меня до панической атаки, замахивался, но не бил. И даже это не стало для моей матери поводом уйти.

Мой младший брат (ему 13) растет замкнутым, отстраненным, пугливым. С 7 по 9 класс я училась в другом городе в интернате, и никто не мог защитить маму с братом. Когда я вернулась, они сделали из моего доброго, милого и веселого брата человека без эмоций. Виню себя в этом, хотя знаю, что это не моя вина.

Сегодня отец снова избил маму. Разводиться она не хочет, не разрешает звонить в полицию или просить помощи у родственников. Она на данный момент не работает, никак не сможет нас обеспечить, но при этом запрещает мне работать, хочет чтобы я отучилась.

Не знаю, как поступить, я не смогла до нее достучаться в течение пяти долгих и мучительных лет. Волнуюсь только о брате. Побои она не снимает, боится отца. Могу ли я вообще что-то сделать?

Я никогда не любила отца и потихоньку теряю любовь к матери, ведь это ее выбор — оставаться с ним. Я с мамой много скандалила из-за этого, но она все отмахивается. Я начинаю терять веру…

Элина, 17 лет

Элина, мне очень жаль, что вы так рано столкнулись с таким ужасом и что вашей семье столько всего приходится переживать. Я чувствую вашу боль, и мне бы очень хотелось вас поддержать.

Вы очень рано повзрослели и сейчас чувствуете ответственность за маму и брата. Но, к сожалению, ваши возможности ограничены. Вы вините себя в том, что случилось с братом, но что вы объективно могли сделать? Я уверена, что даже из интерната вы делали все возможное и это принесло свои плоды.

Уже одно то, что вы сопротивляетесь этой ситуации и стараетесь что-то изменить, дает брату надежду на то, что будет другая жизнь

К сожалению, вы уже поняли, что на маму нельзя положиться. Женщина, которая должна была вас с братом защищать, не может дать эту защиту. Ваша мама уже очень много лет живет в насилии. Как бы страшно это ни звучало, но для нее это норма. Страшная, но норма. Она просто не знает, как можно по-другому, и у нее нет сил и поддержки для того, чтобы что-то менять в жизни. Именно поэтому и нужна помощь извне.

Здесь вопрос и психологический, и юридический. Очень хорошо, что вы не замыкаетесь в себе, а находите силы об этом говорить. Сейчас много общественных благотворительных организаций, которые помогают женщинам и детям, жертвам домашнего насилия, попавшим в такую ситуацию, как ваша, — и онлайн, и офлайн.

Было бы очень хорошо, если бы вы обратились в одну из них или даже в несколько. Там, как правило, есть юристы, психологи и социальные работники, которые могут подсказать, что можно сделать в такой ситуации и как реально можно помочь брату.

Не сдавайтесь и берегите себя!