Татьяна Сорокина
Логотерапевт, экзистенциальный аналитик, ЭОТ-терапевт
Личный сайт

Ребенку 14 лет, он трудный подросток, эгоист по натуре. Делает только то, что хочет, а именно: на диване сидеть и в телефоне лазить. По дому ничего не делает. В школу раз в неделю ходит, уроки совсем не учит. Не понимает ни по хорошему, ни по плохому. Я уже лишала его телефона, блокировала симку. Но он может даже просто на диване лежать и ничего не делать.

Людмила, 44 года

Дорогая Людмила, понимаю, что вы чувствуете свое бессилие. Но, к сожалению, своими поступками вы как раз демонстрируете ребенку то, что ситуацией не владеете. Если действовать по-плохому, как вы говорите, то есть ограничивать доступными вам способами, он не будет вам доверять, будет считать вас агрессором, которому нет дела до его проблем.

А проблемы у ребенка, вероятно, есть. Это либо конфликты в школе с учителями или сверстниками, либо проблемы с психикой, которые вашему мальчику осознать самому практически невозможно — нужна помощь. Если это школьные проблемы, то вполне естественно, что он хочет их избежать, и потому прогуливает. Узнать о них вы сможете, только если он будет считать, что вы с ним заодно и вам можно доверять. Этому поспособствуют разговоры по душам и ваши конкретные действия, направленные в его сторону.

Обратите внимание: разговор, диалог, должен быть не разовой акцией, а стабильной составляющей вашего совместного существования. Если изо дня в день вы будете открыты к диалогу, он поймет, что с вами можно строить доверительные отношения. Посудите сами, вы бы вряд ли испытывали симпатию и тем более доверие к тому, кто отобрал у вас телефон, например.

Если же у вашего ребенка проблемы психического спектра, то доверие между вами будет залогом его восстановления и уверенности в себе. Если предположение о школьных конфликтах не оправдается, не бойтесь обратиться к детскому психиатру. Лучше прийти на ни к чему не обязывающую вас консультацию, чем упустить важное время и не помочь своему ребенку.

Людмила, этот ребенок — ваш сын? Вы никак не обозначаете его статус. Первый раз прочитав письмо, я решила, что вы его учительница. Возможно, не только у меня возникает такое впечатление. Понимаете, если вы настолько на него обижены, что уже не считаете его родным для себя, он также не будет чувствовать этой связи. Людмила, пожалуйста, помните, что ребенок, даже проблемный, остается в первую очередь ребенком. Он не отражение других людей, возможно, вас обидевших, он отдельный, еще пока маленький человек, который нуждается в вашей поддержке и принятии. И первый шаг в этих отношениях за вами, поскольку именно вы взрослый и осознанный человек.