Евгения Лисичкина
Основательница бренда украшений и аксессуаров JaneJu
Решиться на (со)прикосновение

Мы готовы терпеть прикосновения врача, получать удовольствие от прикосновений массажиста. Но если наша рука случайно соприкасается с чужой на поручне в метро, на подлокотнике самолетного кресла, мы спешим отдернуть ее. Случайные прикосновения мы воспринимаем как вторжение в наше личное пространство — и интерпретируем их как неприятные еще до того, как отдать себе отчет в наших чувствах.

Было ли это действительно неприятно? Вызывает ли этот человек отрицательные эмоции? Или, скорее, мы относимся к нему нейтрально? Или даже с явной симпатией и, сложись обстоятельства по-другому, его прикосновение могло бы принести удовольствие? Мы, как правило, не задаем себе этих вопросов.

Есть основания полагать, что, отчуждаясь, старательно избегая телесной коммуникации с другими, мы перекрываем себе некий важный ресурс, связанный с чувством безопасности и доверия к окружающему миру, хорошим самочувствием и открытостью в общении.

Тела семейные

Физический контакт между родителями и детьми кажется нам естественным. Точно так же как телесная коммуникация между детьми — она лежит в основе многих детских игр. По мере того как мы становимся взрослыми, общение посредством телесного контакта практически исчезает из нашей жизни.

Конечно, секс остается приятным исключением, но практически весь спектр неэротических прикосновений становится недоступным для большинства из нас. Спа-терапия, контактная импровизация, некоторые направления телесно-ориентированной психотерапии призваны компенсировать этот недостаток прикосновений. В последние несколько лет изучение терапевтического воздействия прикосновений продвинулось далеко вперед, и получили распространение специальные тренинги телесной коммуникации.

Тренинг, в котором мне довелось участвовать, посвящен именно несексуальному прикосновению, телесному контакту вне эротического контекста. Его цель — научить нас как минимум отдавать себе отчет в том, что мы чувствуем, прикасаясь к другому и ощущая прикосновения других, понять, в какой именно телесной коммуникации мы испытываем потребность. И открыть для себя источник поддержки, тепла и радости, которые можно черпать в прикосновениях приятных нам окружающих людей — близких и не очень.

Обнять необнятое

Тренинг с игривым названием сuddle party («вечеринка объятий») был разработан в 2004 году американцами Рейдом Михалко и Марсией Бажински, коучами-консультантами в области отношений. Задача тренинга — изучить собственные границы и потребности и развить навыки эффективной коммуникации. Участникам предлагают одеться в свободную или спортивную одежду. Большая часть комнаты застелена матами. Обычно в группе от 10 до 20 человек. Кроме сертифицированного ведущего в зале постоянно находятся один или два его ассистента-«телохранителя», которые следят за соблюдением правил игры.

Тренинг длится три с половиной часа, в течение которых могут быть один-два кофе-брейка — столик с напитками находится в углу. Алкоголь не разрешен. Не разрешено также снимать одежду или каким-то иным образом демонстрировать сексуальное поведение.

Круг доверия

В нашей группе оказались самые разные люди: супруги Эрика и Крис, преподаватели университета, переводчик Карина, студент Эрик... Первая часть тренинга посвящена «зоне безопасности»: защите собственных границ и уважению личных границ других.

Я поняла, что испытываю сложности с тем, чтобы ответить «нет»

Нам предстояло научиться отвечать «да» и «нет» — не боясь обидеть другого, без колебаний, угрызений совести и самооправданий. Говорить твердое «нет», отдавая себе отчет в том, что это относится не к другому человеку, а лишь к тому, что нам неприятно. И не брать при этом на себя ответственности за чувства другого, слышащего «нет». Это оказалось довольно трудным упражнением: я поняла, что испытываю сложности с тем, чтобы ответить «нет».

Затем участникам предстоит научиться слышать «нет» — без чувства обиды, преодолевая ощущение, что вас отвергли. Это важный и полезный опыт для большинства из нас. Так постепенно в нашей группе создается атмосфера доверия и комфорта, и наступает следующий этап — время вопросов и ответов.

Решиться на (со)прикосновение

Пять приятных прикосновений

Поскольку стимуляция синтеза окситоцина происходит через нервные рецепторы нашей кожи, у нас есть и другие способы увеличить его выработку организмом:

  • принять теплую ванну;
  • сделать массаж или самомассаж;
  • погладить кошку или собаку;
  • заняться сексом;
  • отправиться на вечеринку парных танцев или на парную йогу.

Нравится — не нравится

Какие прикосновения мне нравятся, а какие нет? Как я люблю прикасаться к другому? Какие прикосновения мне хочется получать от другого? Оказывается, весьма непросто отвечать на эти простые вопросы, когда их задает, глядя вам в глаза, малознакомый человек. Исследовать свои потребности — еще одна задача нашего тренинга.

Здесь не придется прикасаться к тому, кто вам неприятен, — наоборот, вы научитесь говорить в такой ситуации твердое «нет»

«Нежелание, скажем, обнимать чужого — совершенно естественно, — объясняет Ирина Альмгрен, организатор тренинга. — Наша цель — создать абсолютно безопасную ситуацию, где мы сможем преодолеть свой страх и исследовать приятные стороны прикосновения. И для этого прежде всего нужно осознать свои потребности и научиться сообщать о них другим.

Здесь не придется прикасаться к тому, кто вам неприятен, — наоборот, вы научитесь говорить в такой ситуации твердое «нет». Зато вы сможете сказать «да» тому, что вам нравится. Этот опыт и обретенное в ходе тренинга умение принципиально меняют качество жизни — об этом однозначно заявляют все, кто когда-либо участвовал в наших «вечеринках».

Упражнение «Поддержка»

Следующая часть тренинга посвящена забавным контактным упражнениям, похожим на детские подвижные игры. Я приведу только один пример.

Помните поддержки в фигурном катании или балете? Это упражнение тоже предлагает нам положиться на силу чьих-то рук. Только все устроено гораздо безопаснее: я стою в центре тесного круга из восьми человек, закрыв глаза и стараясь полностью расслабиться. Чувствую, как чьи-то руки осторожно качнули меня вперед и другие руки надежно приняли на себя вес моего тела. Восемь пар открытых ладоней перекатывают меня, как куклу-неваляшку, передают меня буквально с рук на руки — вперед, назад, вправо, влево, — позволяя мне потерять равновесие, вынуждая положиться на их поддержку, но не позволяя упасть.

Через несколько минут страх потерять равновесие и упасть совершенно исчезает. Мои глаза по-прежнему закрыты, я чувствую себя непотопляемым спасательным кругом, покачивающимся на морских волнах. Или младенцем на материнских руках. В конце концов множество рук бережно подхватывают меня, отрывая от земли, поднимая в воздух на пару десятков секунд, а затем медленно, аккуратно опускают меня на маты.

Целебная близость

Все мы очень нуждаемся в дружеских прикосновениях: они помогают нам лучше себя чувствовать — и физически, и эмоционально, уверена коуч Ирина Альмгрен, организатор cuddle party.

«В детстве я плохо засыпала и помню, как моя бабушка садилась рядом с кроватью и гладила меня по спине, до тех пор пока я не усну. Помню успокаивающее, расслабляющее действие этих прикосновений. Сейчас мы знаем, что наша потребность в прикосновении является такой же реальной, как потребность в еде, — ученые доказали, что любое прикосновение стимулирует синтез окситоцина, так называемого гормона близости.

Шведский нейрофизиолог Керстин Увнас Моберг — один из мировых авторитетов в области исследований окситоцина — считает, что этот нейромедиатор способствует уменьшению чувства тревоги, вызывая ощущения спокойствия, доверия, комфорта. Кроме того, окситоцин оказывает положительное влияние еще на целый ряд процессов в организме: например, на усваивание пищи, регенерацию тканей, кровяное давление. Но ключевое его свойство — способность нейтрализовывать пагубное воздействие стресса. Эти новейшие исследования оказались столь важны, что в Швеции в начальной школе даже были введены специальные перерывы-пятиминутки, в ходе которых дети обучаются делать друг другу массаж плеч, шеи и верхней части спины.

Окситоцин, кроме того, повышает чувствительность в отношении коммуникационных сигналов: тот, кто проходит наш тренинг, становится более открытым в общении».