Кандидат психологических наук, психотерапевт, психолог-консультант, специалист в области работы с психотравмой и ее последствиями

Мой 20-летний сын до сих пор засыпает со своими старыми плюшевыми медведями. Более того, он не стыдится этой привычки и не прячет игрушки, когда к нему приходят приятели или девушка.

Возможно, это как-то связано с тем, что в детстве он тяжело переживал уход отца из семьи? Мои родители тоже развелись, когда я была маленькой, и мать запрещала мне доставать игрушки, подаренные отцом. Я не запрещаю этого своему сыну, но все же беспокоюсь. Надо ли с этим что-то делать?

Ирина, 42 года

Ирина, здравствуйте! Понимаю ваше беспокойство за сына. Сейчас вокруг очень много разной информации, которая может вводить в заблуждение и даже пугать. Но в этом случае ваше беспокойство преувеличено.

Да, 20 лет — это уже такой возраст, про который мы говорим «взрослый», но и у взрослого могут оставаться приятные привычки и ритуалы. Я знаю много взрослых молодых людей, спортивных и брутальных, которые везде возят своих плюшевых медвежат или собирают коллекцию плюшевых единорогов. И да, для их поколения в этом нет ничего особенного.

Это момент успокоения, такого внутреннего «возвращения на базу», когда после трудного дня можно просто снова почувствовать себя в безопасности.

Вы упоминаете момент развода и вспоминаете свое детство. Конечно, здесь есть связь. Для ребенка игрушки — это не только развлечение, но и опора его маленького мира. И когда родители расстались, он так смог пережить это событие. И это могло стать стратегией совладания со стрессом, успокоения. И просто безобидной привычкой.

Слышу у вашем обращении беспокойство о том, а не подумают ли девушки и друзья, что с вашим сыном что-то не так. Но давайте подумаем, а как люди узнают, что надо именно стыдиться такой привычки? В тот момент, когда общество дает им понять, что с ними что-то не то, если они так поступают. А сейчас это не является чем-то порицаемым или отпугивающим. И вы — огромная молодец, что не лишаете сына такого удовольствия.

И в моем детстве очень явно подчеркивали, что в игрушки играют только малыши, а в в 10-12 лет уже надо перестать это делать, иначе «засмеют».

Очень часто в какой-то момент родители сами решали, что ребенок уже достаточно взрослый, а игрушки — это «пылесборники», и отдавали их другим детям или даже выбрасывали. Поэтому у многих из нас просто не осталось тех плюшевых медведей, с которыми было так уютно и спокойно засыпать. А так, как знать, может быть, многие бы взрослые тоже с удовольствием спали со своими мишками и зайками.