Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

Я вроде не глупая, запоминаю быстро. Но я все делаю в последнюю минуту и поэтому многое недоучиваю. Мне кажется, что вот завтра я начну, но делаю все, чтобы не начать.

Любовь, 24 года, Москва

Вашу проблему, Любовь, разделяет множество людей, и далеко не все они студенты. К систематическому усилию приучить себя трудно, готовиться к чему-то — к экзамену, презентации или собственной лекции — в последний момент, а потом жалеть, что можно было сделать это лучше, как бы даже принято. Вас беспокоят не столько последствия, сколько противоречие: вроде интересно, вроде неглупа, а учитесь как какой-нибудь обормот, в четверть силы.

Один из возможных ответов на ваш совсем не простой вопрос — вы так привыкли. Небольшой противный осадок остается именно потому, что и на этот раз все было как всегда — и сошло, привычный школярский способ сработал, прямого повода что-то менять нет.

В этой модели двигатель тревога — два дня осталось, когда же я готовиться буду, не успеваю! Должно возникнуть ощущение, что времени в обрез, — вот и тянем до последнего, привычная тревога в какой-то момент нас «соберет», и опять удастся проскочить. Самые распространенные альтернативные модели основаны на страхе неуспеха (всегда обходилось, а на этот раз провалюсь) или серьезных амбициях. Вы застряли где-то посередине — не так тревожны, чтобы себя напугать, и не так честолюбивы, чтобы рваться в первые ряды.

Дело вообще не в том, как пройдет зачет, доклад или экзамен, а в том, что с вами происходит до того. Очень занятно наблюдать и записывать, как именно вы себя отвлекаете, морочите, чем занимаете время. Когда начинаешь осознанно, не ругая и не пугая себя, отслеживать эти «внутренние маневры», становится видно, где можно прервать привычную игру с самой собой, и это даже может быть весело. Интересно посмотреть на ситуацию не как на «искоренение недостатков», а как на хороший повод лучше узнать и понять себя.