Детский психолог, автор проекта «Чадодейство»
Личный сайт

14-летняя дочь живет с постоянным чувством одиночества и не умеет коммуницировать с другими — легко знакомиться и заводить дружбу. Не принимает себя, стесняется, у нее много комплексов. Я очень переживаю за нее, потому что она чистая, добрая и хорошая девочка. Видя, как она страдает от того, что мало друзей и не с кем порой даже пообщаться, хочется просить о помощи.

Как быть? Возможно ли это исправить, направить ее другим путем? Я предлагала ей стать волонтером, чтобы она могла знакомиться со сверстниками. Не хочет. Если кто-то приезжает в гости с детьми — ее ровесниками, она закрывается и не общается. Почему, не понимаю.

Юлия, 43 года

Дорогая Юлия, большое спасибо за письмо. Вижу, как вы обеспокоены и стремитесь помочь дочери. Каждой маме знакомы подобные чувства: хочется немножко подтолкнуть, направить, сделать жизнь ребенка лучше. Однако здесь есть важные моменты, на которые стоит обратить внимание чуткому родителю.

Во-первых, заметьте противоречие. С одной стороны, вы видите сложности с коммуникацией у дочери, а с другой — предложения помощи она отвергает, от контактов сама уходит. В таком случае возникает вопрос: действительно ли в данный момент ей нужна компания и общение?

Часто так бывает, что мы сравниваем ребенка со своим представлением о нем, хотя в формировании этого представления он как личность не принимал никакого участия. Например, родители могут еще до рождения представлять, как малыш занимается большим спортом. Он рождается, а склонности к спорту не проявляет.

И тут либо всю жизнь тянуть его к своим представлениям (нужно ли говорить, почему это разрушительно), либо принять таким, какой есть (а это ой как нелегко)

Так и здесь. Ваша дочь может иметь свои потребности и предпочтения в общении, ведь она отдельная личность. Нравится ей, например, в тишине полистать книжку вместо шумных игр со сверстниками. Разглядеть в этом, где здесь ожидания «мои», а где реально нужна помощь, бывает сложно. Обычно во втором случае ребенок помощь все-таки примет или хотя бы проявит к ней интерес.

Во-вторых, что важнее (и может стать ключом к разрешению первой проблемы): что делать с комплексами и стеснением. Избавляет от них самопринятие — то есть принятие собственной индивидуальности, с ее положительными и даже отрицательными чертами. Дети видят себя через родителя, его глазами, поэтому как раз здесь очень-очень нужна ваша помощь. Я предложу упражнение, которое эффективно и быстро помогает в этом вопросе.

Упражнение «зеленая ручка»:

  • Разделите лист бумаги на две колонки.

  • В первой напишите все лучшие качества вашей дочери. «Хорошая» не подойдет — подробно описывайте, что именно делает ее хорошей. Например: самостоятельная — все может сделать сама, очень будет пытаться, возьмется даже за то, что не по силам. Смешная — иногда как пошутит, так мы смеемся, забыв обо всем плохом, что было секунду назад.

  • Во второй колонке запишите качества, которые вам кажутся негативными, проблемными. Например, необщительная — избегает компаний, закрывается в комнате.

Вот теперь проведем аналогию с зеленой и красной ручкой. Зеленая — то, что классно, здорово, это первая колонка. Красная — то, что хочется исправить, вторая. Обратите внимание, что негативные черты всего лишь личное восприятие, а не объективная реальность: скромность может быть как плюсом, так и минусом, с какой стороны посмотреть. Вторую колонку нужно прочесть внимательно… и забыть навсегда! Все, что там написано, ребенку не говорим ни под каким соусом, не предлагаем исправить.

Только зеленая ручка. Только лучшие черты

Только то, что дочь должна знать о себе: она самая усидчивая, спокойная, целеустремленная и так далее. Ежедневно старайтесь подмечать ситуации, в которых была проявлена одна из этих граней, и хвалить — не «молодец, быстро сделала домашнюю работу», а «я видела, как ты усердно трудилась над домашней работой. Поразительно, какая ты сосредоточенная в эти моменты, как у тебя только получается». Так, чтобы она подумала: «Хм, а это точно про меня! Вот какая я, оказывается».

Это и есть лекарство от комплексов и стеснения. Возможность увидеть себя с новой, более позитивной стороны. Когда мама, самый близкий и родной человек, принимает меня такой, какая я есть, не пытаясь улучшить и переделать, — тогда не страшно, тогда и другие смогут меня принять.

Вот так просто и сложно одновременно. Мамина любовь и поддержка играют огромную роль в этом процессе. Глубоко уважаю и восхищаюсь вашим, Юлия, стремлением помочь дочери найти себя и свое место в мире. Пусть поиск и открытия новых граней личности принесут вам обоим море удовольствия!