Марина Черногубова
Семейный консультант, психодраматерапевт

В течение трех лет я борюсь с депрессией. Возможно, болезнь началась раньше, но симптомы позволяли ее игнорировать. Я училась в университете, много работала — в ночные смены в том числе, и состояла в очень тяжелых созависимых отношениях. Именно три года назад, когда я закончила учебу, вышла из тех отношений, когда у меня в целом все пошло на лад, начались странные приступы.

Это похоже на паническую атаку, но в разы сильнее — доходило до судорог. Я не понимала, что со мной: провела кучу обследований по всем системам органов, ходила к разным врачам… Никакой проблемы не нашли. Когда я окончательно вымоталась и поняла, что уже не справляюсь, отправилась к психологу, а затем и к психотерапевту, где мне и поставили диагноз. Три года я принимаю препараты, год назад лежала в психоневрологическом диспансере с тем же диагнозом.

Сейчас мне легче, но я буквально ничего не могу. У меня беспорядок дома, я плохо выгляжу — нет сил ни на что. Я еще могу ходить на работу (которую сменила на более легкую в эмоциональном плане), но после нее ложусь в постель и провожу так весь вечер. Хочется поскорее уснуть, сил ни на что нет. Иногда выхожу прогуляться, но особого удовольствия не получаю.

Я очень стараюсь находить приятное в мелочах, стараюсь найти силы встать. У меня хорошие отношения с родителями, партнера сейчас нет — к этому я абсолютно не готова, мне комфортно одной. Постоянно хожу на психотерапию и массажи, но нет результата. Кажется, что это никогда не закончится. Я уже не знаю, к кому обратиться. Я отчаялась и устала так жить.

Ева, 28 лет

Ева, вы много делаете для стабилизации состояния и улучшения качества жизни. Если вас ведет специалист, первым шагом будет обсудить отсутствие эффективности терапии. Так бывает, что подбор препаратов и методов корректируется в процессе лечения с учетом динамики заболевания и вашей индивидуальной реакции на них, вашего состояния.

Если причиной депрессии служит сбой на уровне нейромедиаторов, медикаменты помогут выровнять состояние. Если же такое состояние — реакция на внешний стресс, пусть даже и отсроченная, тогда эффективнее будет психотерапия.

Для депрессии характерны:

  • Сниженный фон настроения.

  • Психическая заторможенность.

  • Снижение физической активности.

Настроение обычно характеризуется как тревожное, подавленное, угнетенное, тоскливое. Подобное состояние может быть определено как ангедония — утрата способности переживать радость. Если этот период длится более двух недель, то это повод обратиться к специалисту.

Важно знать! Депрессия, вызванная внешними факторами стресса, может пройти самостоятельно, если человек работает с этим состоянием. Если идет сбой на уровне нейромедиаторов, состояние требует медицинской коррекции и самостоятельно не пройдет, а наоборот, будет усугубляться.

Депрессия часто недооценивается со стороны близкого окружения, да и самого человека, погруженного в этот омут. Существует огромное количество масок, скрывающих истинное. Лень, прокрастинация, апатия, меланхолия… Берегите себя и будьте внимательны к своему состоянию.